Для рынка туров по России 2014 год переломный. Присоединение Крыма и перемены в Сочи, выход крупных международных туроператоров с развитым онлайном и отработанными поточными технологиями – все это изменило расстановку сил. Пионеры направления оказались в непростой ситуации: с одной стороны, растет конкуренция, с другой – интерес туристов к отдыху в России тоже увеличился. Как смотрят на происходящее в компании «Астравел», которая работает с российскими курортами 20 лет? Отвечает генеральный директор Валерий Лощиц.
– Мне хотелось бы в первую очередь спросить: как будете конкурировать с «монстрами» рынка – «Библио Глобусом», Coral Travel, которые в этом году начали активно развивать продажи российских курортов?
У нас 150 миллионов потенциальных потребителей, места хватит всем. Но стоит отметить, что внутренний рынок очень специфичен, и зарубежного опыта здесь недостаточно для успеха. Совсем другие отношения с поставщиками, целевые аудитории продукта практически не пересекаются. Для того чтобы покорить внутренний рынок, мало взять нескольких человек и переориентировать их на заключение контрактов с российскими поставщиками. Добиться успеха могут только большие и опытные коллективы, специализирующиеся именно на России, – такие как в «Астравеле». Наш отдел внутреннего туризма – это десятки профессионалов.
Сильные стороны «Астравела» – это ориентация на клиента, лояльность к агентствам. Наш продукт очень вариативен, у нас много сильных партнеров, мы члены IATA и прямые агенты РЖД. Такие преимущества быстро не приобретаются.
– Сейчас конкуренция – это война технологий. А какими достижениями может похвастаться «Астравел»?
– У нас собственный штат высококвалифицированных программистов, оригинальные программные и технические решения. Мы интегрировали все процессы в один программный комплекс, адаптировали 1С, оптимизировали онлайн, разработали собственную программу управленческого учета.
Программы поиска и бронирования имеют системы резервирования и отказоустойчивости. Кстати, это касается всех наших средств связи – в любой момент, 24 часа в сутки, с нами можно связаться по телефону, e-mail, написать нам из личного кабинета. Что касается оплат, то у нас представлены все способы, включая платежные системы и интернет-эквайринг.
Блоки в объектах размещения у нас значительные – тысячи мест стоят единовременно в продаже. Опыт пакетных туров на базе блочной перевозки у нас был, но мы им остались не очень довольны. Дело в том, что по России у нас огромный выбор рейсов: только из Москвы в Краснодарский край семь дней в неделю, несколько раз в день летают разные авиакомпании из всех трех аэропортов. Мы компания клиентоориентированная: не можем взять блок на одном рейсе и заставить всех туристов лететь только им. Мы предпочитаем предоставлять широкий выбор, кроме того, блоки – это высокие риски, а за привлекательной блочной ценой нередко прячется неудобное время вылета.
Но мы внимательно следим за рынком. Если посчитаем целесообразным вернуться к блочной перевозке – мы легко это сделаем.
– Розница беспокоится: от вас ушли некоторые сотрудники, были случаи, когда туристов по линии «Астравела» не заселяли в отели, в кулуарах поговаривали о вашем сложном финансовом положении. Как на самом деле обстоят дела?
- Слухи не комментируем и не распространяем. Это удел «обиженных» и неуспешных. У нас много серьезной работы, жаловаться не на что. На нашем огромном потоке туристов, конечно же, были технические случаи: несогласованного списка, овербукинга, пожар в гостинице (без пострадавших). Все оперативно решили. Незаселений не было. Ни одного за все время работы «Астравела».
Кадры – главное достояние нашей компании. Организм либо развивается, либо застывает. Должностной рост внутри компании (для тех, кто на это способен) и дозированная ротация являются инструментом развития. За два последних года ряд менеджеров в «Астравеле» стали руководителями, плюс мне удалось привлечь молодых, технологичных, ориентированных на успех сотрудников в свою компанию. Но некоторым возрастным сотрудникам «Астравела» пришлось уйти.
– В состав России принят Крым. Как изменилась ваша работа в регионе?
– Сезон по Крыму будет плохой. Во всяком случае, по сравнению с прошлым годом. Виной этому ухудшившаяся логистика – выпадение транзита через Украину по суше, переходной экономический период – затруднения использования банковких карт, гражданская война по соседству, на Украине, переход на рубль привел к удорожанию отдыха. При этом за 20 лет украинского периода в жизни Крыма мало что изменилось – не считая VIP-объектов, инфраструктура там оставляет желать лучшего.
Крым остается нашей специализацией наравне с Краснодарским краем и другими регионами. Партнеров по Крыму мы не меняли. Но этот год считаем промежуточным, новой точкой отсчета Крыма будет следующий год.
– А что можно сказать о Краснодарском крае? В Сочи появилось много новых отелей, заключали ли вы контракты с ними?
– В прошлом году, когда активно шли олимпийские работы, от поездки в Сочи многие отказались – стройка, пробки. Поэтому сейчас мы видим рост спроса на десятки процентов. Продается все – большой Сочи, Анапа, Геленджик. У нас такой ассортимент! От Тамани до Адлера – более 5 тысяч блочных мест, много новых контрактов в Сочи. Но если говорить о продажах новых объектов, то пока ситуацию оценивать сложно: из интереса люди едут, но цены небюджетные, насколько хорошо загрузится все – узнаем только в конце сезона.