Издатель проекта Think Travel Tech (Лондон) Михаил Игнатьев рассказал, как изменился туризм
Год назад запустился ресурс Think Travel Tech, рассказывающий о том, что происходит в туризме с точки зрения технологий. Время открытия сайта совпало с разгаром пандемии коронавируса. Казалось бы, какие новые технологии, когда в индустрии кризис? Однако время доказало обратное: трудности лишь способствуют появлению новых решений и ускоряют прогресс. О том, как далеко шагнули технологии в туризме, мы поговорили с издателем проекта Think Travel Tech, международным предпринимателем Михаилом Игнатьевым.
Расскажите, почему вы решились на этот проект?
Я 30 лет работаю в туризме, и в последние годы мне интересно наблюдать за тем, как быстро здесь все с технологической точки зрения меняется. Настолько быстро, что ты не успеваешь эти изменения отслеживать. Я подумал, что было бы полезно создать сайт на русском языке, который этим занимался бы. Я консультирую международные туристические и сервисные компании, помогаю им выходить на новые рынки. И знаю, что чем лучше понимаешь, как меняется мир, тем более взвешенные решения ты можешь принимать в собственном бизнесе. А это, как мне кажется, способствует развитию всей индустрии.
Think Travel Tech – коммерческий проект?
Сегодня нас читают тысячи человек довольно ценной аудитории: директора компаний, основатели тревел-стартапов, сотрудники технологических сервисов. Многие из них подписаны на нашу новостную рассылку. Так что я не исключаю того, что со временем мы этот сайт сможем монетизировать. Однако пока он существует за счет моих личных вложений.
Вы поддерживаете российские тревел-стартапы тем, что пишете о них статьи. Как вы выбираете компании, о которых рассказываете?
Для этого существует редактор – я в этот процесс никогда не вмешивался. Насколько я знаю, редактор выбирает те проекты, которые либо уже чего-то добились и готовы поделиться своим опытом, либо представляют свежую идею, которую было бы интересно обсудить с рынком. Я лично лишь один раз участвовал в отборе стартапов – это был конкурс MITT Travel Start, организованный РСТ. Там наш портал вручал специальную премию «Стартап на миллион». Один миллион рублей от нашего сайта достался проекту TeamJet – облачной системе автоматизации работы персонала отелей.
Какие новые идеи в туризме – может быть, те, о которых уже писал ваш сайт, – вас больше всего поразили за этот год?
Ричард Бренсон и Джефф Безос полетели в космос! Космический туризм – это, конечно, не новая идея, но за последний год здесь произошел феноменальный прорыв.
Из-за ковида многие авиакомпании стали искать альтернативные источники заработка, и это приводит к диверсификации бизнесов и появлению целых экосистем. Интересный пример – Air Asia, которая объединила свои услуги в суперапп и стала заниматься всем – от доставки еды до предоставления финансовых услуг.
Идет цифровизация отрасли туризма в России. Жаль, что из-за ковида приостановилась выдача единых электронных виз иностранцам – мне казалось, это большой и важный шаг вперед. Но нет худа без добра – расцвел внутренний туризм в стране, появились интересные стартапы, которые использовали эти сложности себе во благо. Think Travel Tech писал про некоторые из них: VResorts, который позволяет забронировать отели с помощью туров виртуальной реальности; или Еverydayhotel, который сдает отели по дневным тарифам «удаленщикам».
Расцветает экоповестка. Многие компании переводят свой бизнес на рельсы устойчивого развития. Даже в такой сложной области, как авиация, есть прогресс. Аэропорот в Ньюкасле строит солнечную станцию, чтобы обеспечить все свои потребности за счет возобновляемых ресурсов. Многие авиакомпании отказываются от одноразовой пластиковой посуды на борту самолета и запускают решения, которые позволяют минимизировать количество выбрасываемой еды. Причем за этими решениями стоит искусственный интеллект. Продолжаются инвестиции в разработку электросамолетов – несколько производителей, включая российских, ведут активную работу в этом направлении. Словом, рынок точно не стагнирует – есть за чем наблюдать.
Если бы вы сами инвестировали сегодня в какой-то проект, что бы это было?
За время своей работы я много занимался цифровизацией туристических услуг. Так что мне особенно интересны проекты, которые позволяют избавиться от бумажной волокиты, сделать процесс подачи виз, прохода в аэропорту проще и удобнее. Но должен признаться, что в настоящее время я в новые проекты не инвестирую. Сейчас я сосредоточен на развитии своей компании в Монако. BSI Lifestyle – это закрытый клуб и консьерж-сервис, который решает все вопросы – от переезда в княжество и покупки жилья до брони лучших столиков в ресторане.
Think Travel Tech пишет на русском языке, но находится в Лондоне. Почему?
В Лондоне работает одна из основанных мною компаний – «Российский национальный туристический офис». Это ведущее агентство Великобритании, работающее с организацией туристических поездок в Россию и другие страны постсоветского пространства. Мне близок этот город. Лондон очень динамичный, никогда не стоит на месте. Мне кажется, это правильное место для того, чтобы следить за новыми тенденциями.