Популярность «отдыха на воде» растет, но еще далеко не все агентства чувствуют себя опулярность «отдыха на воде» растет, но еще далеко не все агентства чувствуют себя его слишком сложным. Однако специалисты круизного рынка полагают, что главное для работников розницы - даже не знание всех нюансов конкретного тура, а понимание особенностей российской клиентуры и умение ответить адекватным предложением на запросы туристов.
Формирование морских круизов - подход PAC Group
Рассказывает руководитель круизного направления PAC Group Михаил Фельдман
– Михаил, так что же, по-вашему, нужно русской душе на морских просторах?
- Прежде всего - возможность общаться на родном языке. Поэтому PAC Group с самого начала сделал ставку на формирование русских групп. Это подразумевает обязательное присутствие на борту во время круиза представителя нашей компании, экскурсии на русском, а также всевозможные сервисы «в переводе на родной»: объявления, меню в ресторанах, подробные программы дня. Кроме того, во время круизов мы организуем дополнительные тематические лекции. Ведь наши туристы очень любознательны.
- Экскурсоводы, русский язык… Это может показаться немного банальным…
- Просто все уже привыкли к подобному обслуживанию «на земле». А вот в случае с круизами такой подход - пока редкость. Кроме того, есть и другие особенности. В частности, россияне предпочитаю начать путешествие где-нибудь в родном порту, например в Санкт-Петербурге, чтобы потом отправиться по Балтике или норвежским фьоррдам. В 2006 году спрос на такие туры был колоссальный, поэтому в новом сезоне мы запланировали почти двукратное увеличение объемов.
Так, теперь на этом маршруте будет ходить не один, а два корабля нашего итальянского партнера - круизного оператора MSC Crociere: к уже знакомому туристам MSC Lirica добавился его близнец - MSC Opera. Это корабли очень высокого уровня (4* по ценке Berlitz Guide) и построены совсем недавно. Такое расширение флота позволит нам обеспечить еженедельный выход из Санкт-Петербурга. Стартуют круизные программы раньше, чем обычно - уже в начале мая. Ранние заезды будут экономичными - от 1750 евро с человека, то есть дешевле обычных двухнедельных туров. И кстати - нам удалось сохранить цены на путешествия практически на прошлогоднем уровне. И наконец, еще одно свойство «национального характера»: наши туристы предпочитают четкие договоренности во всем, что касается цен. И мы всегда фиксируем стоимость программ, экскурсий, дополнительных сервисов: перелета, трансфера, проживания до и после круиза, если это нужно. Гарантия всех услуг - заранее выкупленные блоки.
- Судя по словам «перелет», «трансфер», выходами из российского порта вы все же не ограничиваетесь?
- В прошлом году в одну из программ вы включили посещение Стамбула и Эфеса. В то же время Турция не воспринимается взыскательными круизными путешественниками как место элитного отдыха…
- Да, мы действительно столкнулись с этим фактом. В сезоне-2007 маршрут по Восточному Средиземноморью изменится: теперь курс корабля проложен из Венеции вдоль берегов Италии к греческим островам и Хорватии. Это новые круизы, и мы решили ограничиться двумя датами - в июле и сентябре. Мы серьезно относимся к добавлению новых маршрутов: возвратность среди любителей круизов доходит до 90%, и нужно открывать перед ними новые возможности. Кстати, один из популярных вариантов - сочетание круизов с традиционным пляжным отдыхом в Италии или Испании. А вот маршрут, соединяющий север и юг Европы, останется прежним. В прошлом году эта программа, охватывающая порты Великобритании, Германии, Дании, Испании, Португалии, Италии, закрылась просто мгновенно. Начнется она в Санкт-Петербурге в конце августа, а закончится в Генуе.
- Михаил, русские группы - это, конечно, хорошо. Но ведь есть и такие туристы, которые предпочитают отдыхать подальше от своих соотечественников.
- Да, интересы таких клиентов тоже следует учитывать. У MSC весьма обширная сетка круизов, суда этой компании ходят не только по Средиземноморью, но охватывают и экзотические страны. В этом случае не будет русскоговорящих сопровождающих, заранее оговоренной экскурсионной программы. Туристы смогут покупать нужные им экскурсии на борту, на пятишести языках на выбор.
- Некоторым трудно решиться сразу на неделю, а то и на две отправиться в морской круиз. Есть ли возможность просто «попробовать»?
- В этом году мы предоставим туристам такую возможность. У MSC в начале сентября запланирован короткий четырехдневный круиз по маршруту Генуя - Рим - Сардиния (Ольбия) - Генуя. Мы подготовили комбинированный тур, включающий отдых на Лигурийском побережье и морское путешествие. И цена получается очень привлекательная, и можно будет попробовать на вкус новый вид отдыха. А я, честно говоря, еще не встречал людей, которые после наших круизов вернулись бы недовольными. Отсюда и такая высокая возвратность.
- Судя по содержанию большинства морских турне, ребенку в них делать нечего. Ведь экскурсии становятся понятны и интересны, как правило, только в подростковом возрасте. Впору делать на круизных программах пометку: «Детям до…».
- Это неправильное представление: на круизных судах MSC есть все необходимое для детей всех возрастов - от специального меню в ресторанах и барах до детских клубов, игровых площадок, анимационных программ и ежевечерних праздников типа Ice-cream party, на которые вход взрослым строго воспрещен. Поэтому не стоит отсекать такой, во всех смыслах значительный сегмент рынка! К тому же - снова вспомним особенности национального характера - многие родители у нас стремятся дать самое лучшее в первую очередь детям и только потом ищут развлечений для себя. А в этом сезоне мы подготовили для родителей с детьми уникальную программу: недельный круиз из Санкт-Петербурга с заходом в порты балтийских стран. В каждой из точек маршрута экскурсионка будет организована специально для детей. А в порту Копенгагена придется даже высадиться на берег, чтобы переночевать в гостинице Леголэнда. Удобно, что круиз состоится в конце августа, перед началом учебного года. И еще один немаловажный плюс: если дети до 18 лет путешествуют с родителями и размещаются на дополнительных местах (диван или откидные полки), им придется оплатить только портовый сбор.