Звонок корреспондента «ГЛ» застал Ольгу в Финляндии, где ее дети проводили весенние каникулы, а сама она, конечно, работала. Для нас с вами выставочное обострение кончилось, а для нее – продолжается всегда.
– Ольга, вы готовы ответить на острые вопросы, которые обсуждались в кулуарах «Интурмаркета»?
– Любите вы все острое J Ну что ж, спрашивайте!
– Судя по вашим официальным релизам, количество экспонентов растет. Но вот интересно: вы считаете только участников из туризма? Или для массовости прибавляете пасечников, чаеводов, народных умельцев?..
– Конечно, непрофильных участников мы не учитываем. Иначе цифра была бы еще более внушительная. Мы считаем, что независимо от формата выставки крайне важно соблюдать такую профессиональную честность.
– «Интурмаркет» как будто сменил профиль – превратился в этнографическое шоу. Не слишком ли много было в «Крокусе» людей, которые не имеют отношения к отрасли?
– Отчасти, пожалуй, соглашусь. Но я не могу ни в чем упрекнуть экспонентов. Думаю, для многих это в какой-то степени вынужденная мера – их участие в выставке и сопутствующие расходы оплачивают зачастую те самые пасечники и чаеводы. А с другой стороны, трудно представить себе любую точку земного шара без какой-либо нотки фольклора и этнической уникальности. Этого не заменишь буклетами, информационными листовками, красочными стендами. Так что если продукция является элементом местного гостеприимства, то к туризму она имеет непосредственное отношение. А фольклорные коллективы и презентации на стенде прекрасно дополняют картину региона.
– Другой вопрос: не пора ли вводить на «Интурмаркете» жесткие ограничения по шумам? Ребята с Кавказа зажигательно танцевали, сочинцы отлично пели, но на соседних стендах люди друг друга слышали с трудом.
– Для артистов мы специально строим сцену в холле, которая, к сожалению, не может вместить всех желающих. Поэтому многие переносят выступления на стенд, это разрешено. Однако все хорошо в меру, с которой у нас, как оказалось, проблемы J В ответ на предупреждения и убедительные просьбы уменьшить звук кто-то обижается, а кто-то успокаивает: мол, мы же только на 15 минут – заявить о себе, привлечь внимание к стенду! Наверное, это исконно русская ментальность.
– Ольга, теперь о деньгах. По мнению многих экспертов, ваша ценовая политика несколько консервативна. Не собираетесь вводить скидки за раннее бронирование или что-то еще – в духе времени?
– Наш консерватизм заключается главным образом в том, что за все время существования выставки мы ни разу не повышали стоимость площади для экспонентов.
– Честно говоря, трудно себе такое представить… Столько всего произошло в экономике за эти восемь лет.
– Мои слова легко проверить. Не забывайте, что «Интурмаркет» задумывался как проект для содействия региональному бизнесу, внутреннему туризму и инкамингу. Поэтому мы считаем своим долгом держать цены на одном уровне. К сожалению, это возможно только за счет собственной рентабельности. Ведь «Крокус Экспо» повышает тарифы ежегодно – и сейчас метр площади стоит в два раза дороже, чем на первой нашей выставке.
– Значит, теперь вы тоже собираетесь поднимать цены?
– Да, увы, несмотря на все наши старания, наступил момент, когда это просто необходимо. Не в два раза, конечно, а всего лишь на 30 евро за метр.
– Еще интересная тема – ваша программа Hosted buyers («Профессиональный покупатель»), по которой представителям региональных ТА обеспечивается бесплатный проезд в Москву и проживание на период проведения «Интурмаркета». Правда, что вы резко сократили данную программу?
– Да, отбор стал более жестким. В этом году его прошли порядка 450 человек, а в прошлом было около 800. Привозить гостей сюда, в Москву, становится все дороже, поэтому приходится сокращать количество участников программы.
– Вы за все платите сами? Или, может, ТО тоже участвуют в расходах?
– Программу «Профессиональный покупатель» оплачиваем только мы, туроператоры никоим образом нас не спонсируют. Я лично веду переговоры со всеми авиакомпаниями и отелями, и вот что интересно – гостиницы высокого уровня охотнее идут на ценовые уступки, размещение в гостиницах 5* порой обходится нам дешевле, чем в «Измайлово».
Туроператоры – участники выставки рекомендуют нам своих лучших розничных партнеров для участия в программе Нosted buyes, и, возможно, поэтому создается ощущение, что они-то все и финансируют. Иногда нам звонят региональные агенты и настойчиво так говорят: «Пожалуйста, организуйте нам в Москве вот то и это. Ведь вам туроператор Х все оплатил…»
– Ольга, вы упомянули, что выставка задумывалась для развития внутреннего и въездного туризма. Это, говорят, задача государственная. Власти вас как-то поддерживают?
– Эх… Нет, конечно, если вы о материальной стороне вопроса.
– Но ведь приехал же на «Интурмаркет» Дмитрий Медведев. Скажите, как вообще удалось привлечь внимание к проекту на таком уровне?
– Я не знаю, честное слово! Дней за десять до выставки нам из аппарата правительства сообщили о возможном визите премьер-министра и проведении совещания с турбизнесом. Сначала речь шла о первом дне «Интурмаркета», а это означало, что доступ в «Крокус» для обычных посетителей пришлось бы резко ограничить. Но в итоге визит назначили на последний день выставки, когда посетителей уже меньше и обеспечить безопасность проще.
– И как вы считаете, означает ли визит Дмитрия Медведева, что федеральная власть теперь будет уделять отрасли больше внимания?
– Мне бы очень этого хотелось. Я ведь с 1998 года в туризме – сначала работала в туроператорской компании, сейчас – в выставочной сфере, в постоянном контакте с региональными предпринимателями. Знаю все проблемы не из публикаций в СМИ, а лично от каждого.
– Понятно, что для вас это уже не просто работа.
– Это моя жизнь, болезнь и судьба…
– Так драматично?
– Для моей семьи, наверное, да. У меня почти нет выходных, практически не хожу в отпуск, не была в декрете. И это при том, что мой четвертый ребенок родился через три дня после «Интурмаркета», а пятый – почти сразу после «Отдыха».
– И вы всегда присутствовали на выставках лично?
– Конечно. Все держится на личных контактах, на человеческих отношениях.
– В заключение такой вопрос. От многих ТО и отельеров слышим такие слова: «Зачем участвовать в выставке? Нас и так все знают. Лучше соберем дилеров в ресторане, пообщаемся». Что вы об этом думаете?
– Лично я такой формат общения даже приветствую! Но поймите, он больше подходит для укрепления отношений с уже существующими партнерами, а не для поиска новых, что как раз прекрасно обеспечивает выставка. Так что оставайтесь с нами!