«Асент Трэвел» сейчас словно в луче прожектора. Уже год он работает без швейцарского инвестора, опираясь только на свои силы. Что происходит внутри туроператора? Какие грядут перемены? В общем, накануне нового сезона к руководству «Асента» на рынке накопились острые вопросы, на которые пришло время отвечать. На «электрическом стуле» председатель совета директоров «Асент Трэвел» Борис Бурыкин.
Борис, и ваши конкуренты, и ваши партнеры-турагенты сейчас пытаются понять: по какому пути пойдет компания. Они говорят так: после ухода Hotelplan, который погасил ваши долги, накопившиеся за пять лет, финансовой подушки больше нет. И в связи с этим задают вопрос: что конкретно вы изменили в своей работе, чтобы бизнес стал не дотационным, а прибыльным?
Я сразу подкорректирую. Долги у нас не копились, по счетам платили по мере их поступления. Соответственно, и «гасить» было нечего. Теперь по поводу сути вопроса. Да, в апреле прошлого года перед нами встала задача стать прибыльной компанией. И… выполнить ее оказалось очень несложно. Ведь как только «Асент Трэвел» перестал быть частью швейцарского холдинга, отпала и необходимость нести издержки, связанные с этим статусом. Например, международный аудит от Pricewaterhouse Coopers обходился в €250 тысяч ежегодно! Кроме того, были расходы на обслуживание кредитов, на содержание швейцарской фирмы, выступавшей акционером со стороны Hotelplan. И вот когда мы все это убрали, оказалось, что компания перестала быть убыточной.
Неужели не пришлось «резать по живому»: сокращать персонал, офис и так далее?
Нет, резать не пришлось. Мы действительно расстались с некоторыми сотрудниками. Это правда. Но на самом деле такой шаг уже давно был необходим, я считаю, что в каждой компании надо периодически проводить санацию. Иначе бизнес обрастет неэффективными людьми, которые будут снижать скорость движения, словно полипы, облепившие дно корабля. Еще немного перегруппировали офис: отдали одну комнату, сократив арендные платежи. Вот и все.
И на генеральном директоре решили сэкономить?
Если вы об Игоре Козлове, то его никто не сокращал. Просто так сложились обстоятельства, что он по собственной инициативе выбрал карьеру чиновника. Искать кого-то на замену Игорю не стали, решив, что справимся сами. Так что генеральный директор у нас Евгений Судьбин.
Следующий вопрос касается обстановки на рынке, которая, как предполагают наблюдатели, для «Асента» складывается неблагоприятно. У вас основное летнее направление – это Хорватия. Ожидается, что летом турпоток туда упадет, так как для въезда потребуется виза. Означает ли это, что вместе с Хорватией «сдуется» и «Асент»?
Насчет того, что кто-то якобы сдуется из-за ведения виз. На самом деле это большой вопрос. С одной стороны, да, усложнение правил въезда в страну снижает общую привлекательность направления. С другой – играет на руку туроператорам. Для нас, как это ни парадоксально, визовый режим является положительным фактором, так как это барьер для самостоятельного туризма. Конечно, со временем эта преграда будет преодолена, и все желающие станут обращаться в консульство, минуя туроператоров. Но пока этого не происходит. Смотрите сами. Визовый режим вступает в силу с 1 апреля, однако накануне сезона у всех еще нет полной ясности. Известна только базовая информация. Хорваты обещают делать обычные визы за 3–5 рабочих дней и €35, срочные – за один день и €70. Говорят, что расширяют штат консульства, договариваются с визовыми центрами в крупных городах. Как все будет работать на практике в первый сезон, пока непонятно. Кроме того, есть вопросы по пакету необходимых документов. Например, неясно, что будет являться подтверждением бронирования. В большинстве стран это приглашение от субъекта: частного лица, отеля, от аккредитованной принимающей компании. В Хорватии отели объединены в крупные холдинги с общим отделом продаж. Как правило, там очень мало сотрудников и у них не получится высылать эти приглашения всем подряд.
Есть надежда, что в итоге все утрясется, но пока интрига сохраняется. И туристы предпочитают обращаться к специалистам, то есть к туроператорам. Мы видим это по темпам раннего бронирования. Сейчас оно идет лучше, чем год назад. Поэтому мы не собираемся сокращать наши объемы: у нас будет свой рейс на Пулу, блоки на регулярной перевозке в Сплит и Дубровник. «Асент Трэвел» отправляет до 30% туристов на этом направлении и планирует сохранить этот показатель.
Есть еще один неблагоприятный фактор. Наблюдатели напоминают, что на ваши исконные направления вторгаются новые конкуренты. В частности, «Библио Глобус» вышел на Черногорию. Как вы совместите две задачи: удержание вашей доли рынка и зарабатывание денег? Что вы противопоставите конкурентам?
Введение виз в Хорватию наверняка повысит привлекательность Черногории, где у нас также очень прочные позиции. Мы планируем, что на этом направлении поток вырастет процентов на сорок. «Асент» будет прирастать регионами. В прошлом году мы подстраховались, прекратили полеты в Черногорию из Нижнего Новгорода и Казани, сейчас снова восстановим. Возить туристов планируем на «Акбарсе» с частотой раз в неделю.
Что касается противостояния с конкурентами. Этот процесс ведь непрерывно идет и нас не пугает. Что именно противопоставим? Наш опыт и наработанную отельную базу. И в Хорватии, и особенно в Черногории с гостиницами непросто. А у нас контракты на этих направлениях с 1996 года. В Хорватии у «Асента» есть ряд эксклюзивов: в Далмации это отели Брелы, такие как «Марина», «Солен», «Берулия» и отели сети «Фалькенштайнер» в Задаре, в районе Дубровника – отели сети «Иберостар» в Цавтате. На полуострове Истрия – большие квоты в самых популярных отелях «Плава Лагуны» – «Лагуна Галиот» и all inclusive «Лагуна Альбатрос». Тоже же самое и в Черногории – отель «Иберостар Белевью» в Бечичи, комплекс Вилла Олива в Петраваце и множество частных апартаментов, расположенных на первой линии у моря.
Давайте в блиц-режиме прокомментируем оставшиеся вопросы. Турагент интересуется: почему «Асент Трэвел» «зажимает» бонусы, сокращая возможность их использования?
Что, правда, что ли, такие вопросы задают? Я не слышал. У нас все нормально с бонусами – агенты могут истратить их по своему усмотрению. Там единственный бухгалтерский нюанс – целиком оплатить путевку бонусом нельзя, при бронировании его можно использовать частями, в пределах определенной суммы.
Насколько соответствует действительности информация, что «Ростревел», с которым объединился «Асент» в 2010 году, вот-вот снова уйдет в свободное плавание?
«Ростревел» как бренд принадлежит «Асент Трэвел». А сотрудники «Ростревел» влились в компанию, сформировав финско-скандинавский отдел. Изначально у нас был трехгодичный план развития этого направления, сейчас мы его продлили: остаются и сотрудники, и Финляндия со Скандинавией.
Вопрос из той же серии. Правда ли, что в «Асент Трэвел» созрел радикальный план отступления – якобы Борис Бурыкин готов закрыть все направления, кроме австрийского, и его вывести в отдельную компанию. Это так?
План есть, но не отступления, а наступления! Мы увеличиваем наши амбиции по Испании на это лето, у нас будут блоки мест на Барселону и Мальорку. Планируем увеличение объемов по Словении, в дополнение к летней Австрии и Франции у нас еще в этом году будет еще и Германия. Почему именно эти направления? Мы сейчас отличаемся от крупных туроператоров тем, что не строим пирамид из людей и оборотов: открываем и развиваем те направления, где, на наш взгляд, можно зарабатывать.