«Русский Экспресс» переходит Пиренеи
– Ну что ж, еще один туроператор начинает экспансию на испанский рынок в надежде, что египетские турпотоки пойдут на Испанию.
– Да, ваша ирония понятна, ведь у нас в туроператорском бизнесе каждый второй – Наполеон. Стратег, задумывающий глобальную экспансию, захват новых направлений при помощи эскадрилий самолетов, высаживающих десанты туристов, купивших тур за половину от его реальной стоимости.
Поймите, мы делаем бизнес, а не рисуем красивые стрелочки на карте и циферки в отчетах. Мы просто спокойно, поэтапно развиваемся. Не развязываем ценовые войны и не грозимся закидать конкурентов ни шапками, ни костылями. Если нам нужен для развития бизнеса выход на какой-нибудь рынок, мы это делаем, но делаем взвешенно, не беря непосильные объемы, грозящие подорвать нашу финансовую устойчивость и экономику направления в целом.
Вообще, мы ежегодно добавляем новые продукты, движемся по программе расширения все 15 лет, с момента открытия компании «Русский Экспресс». Выбор конкретной страны зависит от многих факторов. Мы сначала анализируем экономику направлений, целесообразность выхода. Где-то движемся быстрее, где-то – медленнее, какие-то регионы считаем «дойными коровами», другие – «разгорающимися звездами», третьи нужны нам просто для ассортимента.
– И какие факторы подтолкнули вас в этом году в сторону Средиземного моря?
– Новые направления – Испания, Хорватия, Черногория и регион Эгейского побережья Турции – могли появиться в нашем ассортименте и год назад, как Болгария, например. Просто их время подошло в сезоне-2011. Фактически нас вынудили это сделать агентства, именно их пожелания подтолкнули нас заняться этими странами. Мы не единственный туроператор с историей и хорошей репутацией, которому представители розницы поручают выйти на новое направление и подготовить конкурентный продукт.
По сути, мы дополняем европейскую экскурсионку пляжным отдыхом. Причем экспансия наша происходит не только из Москвы. Из Ростова-на-Дону, Самары, Уфы, Казани, Перми, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга будем летать в Болгарию, Черногорию, Хорватию, Испанию. Кстати, объем региональных турпотоков в последнее время вновь, как это уже было в «тучные» докризисные годы, превысил московский.
Что касается массовой экспансии в Испанию со стороны туроператоров, это объяснимо. В испанских отелях очень привлекательная ценовая политика. После событий в Египте отельеры ряда стран, в том числе Турции, повысили тарифы, испанцы же не могут этого сделать, поскольку контракты давно подписаны, стоимость размещения зафиксирована.
К тому же мы находимся в постоянном контакте с офисами по туризму разных стран, а они пытаются привлечь нас к продвижению своих направлений, иногда даже очень настойчиво, практически оказывают давление. В отдельных случаях приходится отказываться, даже несмотря на прессинг. Но бывают и ситуации, когда спрос на направление высок, многое в регионе еще не охвачено, и цены стабильны, так почему бы не пойти навстречу турофисам, а точнее, вместе с ними?
– То есть ваш выход на Испанию происходит под давлением турофиса?
– В данном случае нам сделала предложение крупная испанская принимающая компания, и мы не смогли отказаться. Речь идет о Serhs Tourism, теперь это один из наших стратегических партнеров. Помимо Serhs нами подписаны контракты и с Hotelbeds, и с некоторыми другими DMC (принимающие компании), позволяющие предложить максимально полную гамму востребованного на рынке продукта. Но серьезную рекламную и маркетинговую поддержку оказали и турофисы некоторых испанских регионов.
Мы традиционно имеем сильные позиции во Франции, и долго стояли на границе Пиренеев, ждали удачного момента, чтобы решиться перейти через них. Год назад начали предлагать комбинированные туры Испания – Франция, отправляли в Испанию и индивидуальных клиентов. В целом продали около 1000 путевок, это, конечно, несерьезно. Но мы тогда особо не старались. А сейчас мы выходим на испанский рынок под слоганом «Другая Испания», подразумевая под этим акцент на качество, на индивидуальный подход к клиенту, отказ от «массовки» в худшем ее значении. Но при этом планы ставим перед собой достаточно серьезные.
В конце марта начнем полетные программы с юга, с региона Малаги, будем делать круглогодичные экскурсионные туры, в том числе с посещением Португалии и Марокко. Потом добавим север. На Коста-Брава и Коста-Дорада нами подписаны достаточно весомые контракты, выкуплены гарантированные квоты в Estival Park Palas Pineda, Cap Salou, Best Negresco. Это очень популярные отели на российском рынке. С конца марта – начала апреля будем продавать экскурсионные туры по континентальной части Испании, например, с посещением «трех столиц» – Барселоны, Мадрида, Валенсии. Весной начнут ходить скоростные поезда из Барселоны в Париж через Фигейрас, родину Сальвадора Дали. Всего у нас запланировано более 20 вариантов программ. Вот пара примеров. «Сердце Андалусии»: перелет до Малаги, экскурсия в Севилью, посещение города Ронда на побережье Атлантического океана, где находится знаменитая арена быков, поездка в Гранаду с осмотром комплекса арабских дворцов и Старого города, визит в Кордобу, бывшую столицу Арабского Халифата. «Север Испании и Галисия»: перелет до Барселоны, остановка в Сарагосе, столице Арагона, посещение Наварры, где отмечают из-
вестный праздник Сен-Фермин, посвященный корриде, осмотр Бильбао – промышленного центра страны басков, экскурсия в Сантьяго-де-Компостелла… Вот что мы называем «другой Испанией».
Позже выйдем на Мальорку, Ибицу, Канарские острова.
– Кстати, именно на Малагу в этом году выходят сразу несколько туроператоров. А вы говорите, что не хотите участвовать в конкурентных войнах…
– Не хотим! Мы просто обеспечили себе прочную базу: полный ассортимент отелей, экскурсионные программы, надежные и проверенные DMC, качественную перевозку. К примеру, на Малагу мы взяли треть из всей предложенной квоты «Аэрофлота», с июня планируем расширять перевозку на Коста-дель-Соль.
А наш выбор Малаги, как я уже упоминал, вполне понятен. Там очень интересная и разнообразная экскурсионная программа. К тому же в этом регионе есть свободный номерной фонд, поскольку европейцам, предпочитающим путешествовать на своих машинах, добираться туда далековато. Разве что английские пенсионеры летают в Малагу, но в кризис их поток упал на 30%, и с тех пор так и не восстановился. Соответственно, и квота на российский рынок велика, и цены хорошие. Да и сами гостиницы – не «трешки» через железную дорогу от пляжа, а отличные объекты разме-
щения с качественным сервисом, на первой линии. Это замечательный продукт с нормальной, рыночной стоимостью, которую мы намерены держать.
– И на какой же объем вы рассчитываете?
– Пять-шесть тысяч туристов в первый сезон. Еще раз повторюсь: Испания – это наше спокойное, планомерное расширение. Мы не гоняемся за объемами ради объемов, не нужны острые ощущения и агентствам, – всех интересует качественная, серьезная работа, надежные партнеры. Сейчас всех волнует вопрос стабильности, все хотят быть уверены в партнере, точно знать, что он взвешенно и разумно принимает решения, просчитывает каждый шаг. Погоня за дешевым продуктом осталась в прошлом, приоритеты поменялись. То, что мы подготовили к сезону, было сделано с учетом спроса, и наши заявленные объемы полностью ему соответствуют. У нас нормальный, поступательный рост. Хватит сенсаций! Давайте работать без потрясений.