Конкуренция в сфере B2C-бронирований растет
В сообществе обсуждают информацию о том, что американская Emerging Travel Group (ETG), основанная предпринимателями Сергеем Фаге и Кириллом Махарским, готовится продать одного из лидеров российского рынка онлайн-бронирования отелей «Островок». Как пишут «Известия», ETG контролирует российский бизнес через офшор, а сама сделка может произойти в 2026 году. В качестве претендентов названы Яндекс и «Турмашина». В самом «Островке» «ТурДому» заявили, что не комментируют слухи, но и опровергать их не стали. Руководствуясь принципом «дыма без огня не бывает», мы решили выяснить мнения экспертов о том, есть ли реальная подоплека у такой сделки.
В публикации названы две причины возможной продажи: собственники «давно не живут в России» и «Островок» достиг потолка своего роста. Первую наши собеседники комментировать не стали. А вот вторая причина заслуживает рассмотрения. Пандемия с ее закрытием границ обеспечила хорошие условия для развития рынка бронирований в России. В 2021-м Forbes причислил «Островок» к топ-30 крупнейших интернет-компаний России. После 2022 года, когда из России ушел главный иностранный конкурент в лице Booking.com, перспективы стали еще более привлекательными. По данным из открытых источников, выручка ООО «Бронирование гостиниц» выросла с 3,43 млрд руб. в 2022 году до 8,06 млрд руб. в 2024-м. Однако если 2023 год компания закончила с прибылью в 422 млн руб., то в 2024-м уже показала убыток – 519,89 млн руб. Причем если посмотреть на статистику Travelline (ее модули бронирования используют многие отели в РФ. – Ред.), то «Островок» контролирует 21,5% рынка, а на первом месте «Яндекс Путешествия» (29,2%). Кроме того, в перечне топовых каналов продаж впервые замечен Т-Банк, через приложение которого тоже можно бронировать отели.
Таким образом, конкуренция в сфере B2C-бронирований обостряется. Подтверждением этого стал тот факт, что в декабре прошлого года телеком-компания МТС объявила о неэффективности своего проекта МТС Travel по бронированию отелей для прямых клиентов А в июле 2025-го окончательно сосредоточилась на B2B-продажах в рамках принадлежащей ей платформы «Броневик».
«Очевидно, что в долгосрочной перспективе будут выигрывать компании, имеющие низкую стоимость привлечения клиента, такие как поисковики или экосистемы», – поделился мнением основатель сообщества Travel Startups Леонид Пустов. Чтобы не терять рынок, «Островку» понадобится партнер, который сможет обеспечить большие инвестиции в маркетинг. «С точки зрения позиций компании на рынке сейчас самое хорошее время для продажи бизнеса», – считает Пустов.
В том же ключе высказался и Сергей Войтович, гендиректор туроператора «Свой ТС»: «у акционеров есть желание продать (“Островок”) на самом подъеме рынка». Эксперт не исключает, что после окончания СВО в Россию вернутся крупнейшие иностранные OTA (тот самый Booking, AIrbnb и др.), и тогда ситуация для владельцев российского сервиса «станет менее прогнозируемой».
Так или иначе, эксперты отдают должное основателям и команде «Островка». С 2010 года они смогли превратить компанию из небольшого стартапа в одного из лидеров рынка. В рейтинге крупнейших компаний Рунета, составленном Forbes, «Островок» занимает 29-е место. Леонид Пустов называет «Островок» «наиболее зрелой» компаний среди сервисов бронирования, так как, помимо B2C-продаж, у нее есть и B2B, а также подразделение, занимающееся командировками. Впрочем, и в эту нишу уже вторглись «Яндекс Путешествия», купив летом компанию «Академ Онлайн» – специализируется на бронировании отелей для деловых путешественников.
По словам сразу нескольких наших собеседников, «Островок» ищет партнера уже давно, в течение не менее 3 лет. Интерес к его покупке действительно может проявить и Яндекс, и другие экосистемные компании, развивающие тревел-направления на своих платформах. «“Островок” – уверенный второй игрок на рынке, поэтому его покупка выглядит вполне логично», – сказал «ТурДому» руководитель Travelline Александр Галочкин.
Что касается «Турмашины», которую в «Известиях» тоже назвали в числе претендентов, то она может выступать разве что в качестве инвестора. Компания создана еще в 2021 году партнером предпринимателя Игоря Ротенберга Дмитрием Афанасенко с целью разработки «цифровых решений развития туризма». Однако с тех пор никак себя не проявила.



