Интурист, Анекс, BRISCO…
Основной вектор, по которому движется турбизнес, – сокращение объемов, оптимизация, уход в ниши. Тем не менее некоторые компании, до сих пор находившиеся в тени более крупных конкурентов, пытаются использовать кризисный период для расширения своего присутствия и как будто даже готовятся занять доли рынка, если они будут освобождаться.
«Интурист» инвестирует в себя
К таким претендентам относят, к примеру, «Интурист». Два года назад оператор взялся за реорганизацию и к началу «тяжелых времен» подошел в хорошей финансовой форме. Но какую тактику он изберет в условиях падающего спроса, до последнего времени не было понятно. В конце октября на празднике в Турции, посвященном завершению сезона, оператор собрал более 400 своих агентов и объявил нового стратегического партнера по Болгарии: Solvex Bulgaria в лице его руководителя Галина Георгиева. После этого на рынке впервые заговорили о возможности расширения бизнеса «Интуриста» через скорое поглощение им «Солвекс Трэвэл».
В пятницу 21 ноября представители компаний официально сообщили о «частичном объединении» в виде «дружественного поглощения» - термин приводится в кавычках, потому что не означает приобретения активов. По сути, гендиректор «Интуриста» Виктор Тополкараев предложил руководителю «Солвекс Трэвел» Ирине Петровой помощь и поддержку в виде предоставления возможности ей вместе с коллективом реализовывать далее свои наиболее удачные проекты под брендом «Интурист». Как и предполагалось, самым ценным считают позиции «Солвекса» на болгарском направлении. Принимающая структура Solvex Bulgaria – исключительно сильный игрок, обслуживающий туристов не только из России, но и из целого ряда стран, прежде всего Румынии, Македонии, Словакии… Банкротство питерской «Солвекс-турне» принесло болгарской DMS больше моральных страданий, нежели финансовых потерь. Крах партнера случился после завершения высокого сезона, когда объем турпотоков существенно сократился. Да и масштаб деятельности компании г-на Георгиева таков, что она способна держать удар.
Виктор Тополкараев в интервью HL признался, что намерен интегрировать в ассортимент программы «Солвекса» по всем ее основным направлениям и видам туризма, включая организацию детского отдыха. Но подчеркнул, что «Интурист» ни в коем случае нельзя считать правопреемником «Солвекса», такой термин неуместен, потому что «по сути, сделки не было, есть обоюдная заинтересованность».
Что же до инвестиций, размер которых сразу стали обсуждать наблюдатели, то по утверждению г-на Тополкараева, компания будет делать вложения в себя, а не в покупку чужих бизнесов. Причем, «Интурист» не ограничится продуктом и контрактами, по которым работал «Солвекс», но уже сейчас ведет переговоры с другими нишевыми игроками. Таким образом, оператор, когда-то единственный в СССР и до сих пор остающийся одним из самых известных брендов, но упустивший инициативу в эру коммерциализации отрасли, вполне возможно добьется большего влияния на рынок и повысит свои котировки в профессиональной среде.
«Анекс Тур» на взлетной полосе
Следующая компания, наращивающая свое присутствие на рынке, – «Анекс Тур». За длительный срок работы в России оператор переживал разные времена, но в последние пару лет ему удалось повысить свои объемы и авторитет, прежде всего среди региональных агентств. К тому же «Анекс» хорошо ладит с коллегами – конкурентами из Coral travel и «Пегас Туристик», в сотрудничестве с которыми миксует полетные программы, тем самым расширяя их вариативность.
Возможные грядущие перемены эксперты связывают с приходом нового управляющего директора Оузхана Челикпазу (в прошлом работал в TUI, в украинском «Туртесс»). От него ждут новых кардинальных шагов, главный из которых – создание собственной авиакомпании «Анекса». Пока неофициальную информацию o передаче самолетов основного партнера туроператора, а/к UTair, в «Катэкавиа» вряд ли можно считать исчерпывающей. Скорее всего, это только первый этап создания самостоятельного авиаподразделения. Но если оно все-таки случится, логично предположить, что компания будет стремиться расширить ассортимент за счет новых для себя направлений.
BRISCO ярче, чем Lagina
Еще один амбициозный туроператор, часть вертикально интегрированного холдинга TH&C, который имеет планы на расширение своего присутствия в России – BRISCO. За структурой стоит известный предприниматель Исмаил Лепиев.
Заметное маркетинговое оживление компании происходит в течение двух последних лет, но эксперты рынка знают ее давно, с 2004 года, когда оператор выступал под брендом Lagina Travel, но не особо сиял на небосклоне турбизнеса. Тогда же, в 2004 году, компания открыла первый офис и начала организовывать туры в Турцию, а позже в ОАЭ. Помимо BRISCO сейчас в холдинге TH&C – принимающая компания Prince Group, 7 собственных отелей, транспортный парк, строительная компания, фермерское хозяйство и много всего другого, включая авиакомпанию «Когалымавиа» (METROJET). В общей сложности TH&C принадлежит 10 самолетов Airbus (A320 – 2 ВС и А321 – 8 ВС).
К своим базовым программам полетов в Турцию, ОАЭ и Египет BRISCO анонсирует выход в 2015 году еще и на Испанию и Грецию.
Репутация туроператора на розничном рынке пока практически безупречна, компанию хвалят за сервис, к агентствам она максимально лояльна. Единственный минус – все-таки для многих это пока темная лошадка, за 2 года туроператор не успел полностью раскрыться, чтобы стать понятным партнером, которому можно доверять. А вот производители очень настороженно относятся к структуре, к которой принадлежит BRISCO, ее воспринимают как серьезного конкурента. Люди, знающие лично Исмаила Лепиева, характеризуют его как талантливого и необыкновенно обаятельного бизнесмена, при этом способного быть жестким и непримиримым к врагам. Самая известная публичная ссора структуры TH&C – перевозчика «Когалымавиа» (METROJET) произошла с TUI. Сторонам удалось избежать скандального разбирательства, но друзьями они не остались – во всяком случае, так утверждают инсайдеры.
…
При разных сценариях развития событий на рынке в число соискателей больших его долей могут добавиться также структуры, имеющие значительный потенциал, но первоначально выбравшие в кризис тактику выжидания – например, TUI. А кроме того, онлайн-поставщики, которых пока не сопоставляют по объемам с массовыми операторами. В этой нише главными «локомотивами» называют проекты Click Voyage и Bookinna.