Это обоснованные претензии, семейные разборки или потребительский экстремизм?
Разгневанные туристы из Вологды создали группу в ВК, в которой обвиняют местного турагента Светлану Иванову (имя и фамилия изменены) в мошенничестве: якобы она брала деньги за туры, но туроператорам их не перечисляла и чуть ли не поставила такую схему на поток. Сама Светлана называет всё происходящее травлей и намерена судиться с туристами.
Родственные связи и скидки
Как рассказала редакции HotLine.travel одна из участниц группы Ирина Макарова, в апреле 2017 года она и еще две семьи забронировали поездку в Испанию в компании «Пора Слетать» (ООО «Векас»). По «счастливой» случайности вышло, что владелица турагентства – родственница одного из друзей, с кем планировалась поездка. За тур в отель Iberostar Albufera Playa 4* на курорте Пальма-де-Майорка с вылетом в сентябре Макаровы заплатили 256 тысяч рублей.
«У нас на руках уже были ваучеры, маршрутные квитанции. Но практически перед выездом мне позвонили из турагентства и сообщили, что мы никуда не летим, так как туроператор принимающей стороны якобы обанкротился», – рассказывает Ирина. По ее словам, как выяснилось позже, Светлана оплатила только половину суммы, но потом и ее забрала, а бронь 30 сентября аннулировала. «Причем 2 сентября она пригласила нас в визовый центр для получения документов. Несмотря на то что, получается, уже знала, что мы никуда не полетим», – добавляет пострадавшая туристка.
Тем не менее турагент пообещала клиентам вернуть полную стоимость тура и выплатить компенсацию 30 тысяч рублей сразу же после их возвращения из отпуска и дала им расписку. «Нам же пришлось в экстренном порядке собирать деньги и покупать другой тур. Но мы были уверены, что Светлана Иванова вернет всю сумму долга, когда мы вернемся из Испании. Однако в итоге на руки получили только 30 тысяч рублей. Тогда мы обратились в следственный комитет», – рассказывает Ирина Макарова. Она уверена, что только благодаря этому «нажиму» турагент продолжила выплачивать долг.
«Деньги мы получали на протяжении трех месяцев маленькими частями. И на сегодняшний день Светлана осталась нам должна чуть более 60 тысяч рублей. А нашим друзьям – по 200 тысяч рублей», – заявляет Ирина Макарова.
В следственном комитете отказались возбуждать уголовное дело за недостаточностью улик, и тогда туристы решили действовать иначе. В начале декабря они создали группу в ВК, где предали огласке эту историю, так как уже отчаялись дождаться возврата всей суммы долга.
Идет откровенная травля!
Журналист HotLine.travel связался со Светланой Ивановой и выяснил, что от своих обязательств та не отказывается. По ее словам, своевременно перечислить деньги туроператору не получилось, так как в то время приостановила деятельность авиакомпания «ВИМ-Авиа» и разорился туроператор TED Travel. «Мы за счет собственных средств вывозили туристов. Из-за этого возник кассовый разрыв», – комментирует Светлана. Работу турагентства пришлось свернуть. Чтобы расплатиться с туристами, предпринимательница одолжила около 800 тысяч рублей.
Сейчас, по ее словам, большую часть денег она уже вернула и клиентам, и подруге, не отказавшей ей в кредите. Однако информация о том, какую сумму турагентство осталось должно, противоречивая. Туристы утверждают одно, Светлана Иванова – другое. «Сначала они просили компенсацию в 30 тысяч, потом в 100 тысяч рублей. Расписку я давала только на сумму тура. Сейчас настолько уже всё запуталось, что между нами полное недопонимание», – комментирует турагент.
Светлана предполагает, что договориться не получается из-за того, что одна из клиенток приходится сестрой ее мужу.
«Идет откровенная травля! – добавляет она. – Я уже не знаю, как реабилитировать свою репутацию».
Перегнули палку
Теперь конфликтующие стороны готовятся встретиться в суде. Независимый эксперт, генеральный директор ЮА «Система Сервис» Владимир Вепренцев уверен, что клиенты могут претендовать не только на возврат недостающей суммы, но также и на выплату им компенсации, предусмотренной законодательством о защите прав потребителя. Однако и у предпринимательницы теперь тоже есть повод заявить о нарушении своих прав и добиваться как минимум извинений со стороны туристов и опровержения недостоверной информации, а возможно, и компенсации морального ущерба. Распространяя в соцсетях фотографии Светланы с подписью «мошенница», они перегибают палку. «То, что турист считает директора компании преступником, – еще не доказательство, что директор действительно совершила противоправные деяния и имела на это злой умысел», – отмечает независимый Владимир Вепренцев.
А был ли умысел?
В «Слетать.Ру», под брендом которой ранее работало это турагентство, рассказали, что в июле прошлого года фирму исключили из сети. «В процессе сотрудничества у нас был ряд претензий к работе турагентства, в том числе жалобы туристов. Но я не могу сказать, что их было много. Тем не менее летом мы приняли решение расторгнуть договор с ООО «Векас». Потом мы четыре месяца добивались того, чтобы турагентство сняло вывеску с логотипом «Слетать.Ру». Компания сделала это только после уведомления о незаконном использовании товарного знака, другие меры не помогали», – прокомментировал Евгений Данилович, директор управляющей компании.
Сама фирма ООО «Векас», судя по выписке из ЕГРЮЛ, зарегистрирована 19 июня 2013 года. Большого количества плохих отзывов о ее работе найти не удалось. В группе, которую создали туристы, числится всего 21 участник, претензии к турагентству по факту есть только у трех семей. То есть «рецидивистом», который систематически не исполняет своих обязательств перед клиентами, турфирму назвать нельзя.
Но с руководителя компании от этого спрос не меньше. «По факту турагент не может потратить денег клиента, которые он внес в счет оплаты тура, ни на что другое, кроме этого. Сейчас модно стало прикрываться таким понятием, как «кассовый разрыв». Понятно, бизнесу тяжело. Но если я этим занимаюсь, то я должен просчитывать все варианты. А иначе грош мне цена. Поэтому в этом вопросе я всегда жестко стоял на защите прав туристов», – делает вывод Владимир Вепренцев.