Туристы утверждают, что заразились сальмонеллезом
В редакцию HotLine.travel обратились туристы, которые рассказали о массовом отравлении за завтраком в пятизвездочном отеле Sheraton Sharjah в ОАЭ. По их словам, пострадало около 100 человек из разных стран. Российские страховщики говорят о 40 случаях обращений за помощью, но диагноз другой – кишечная инфекция. Так или иначе, отвечать, видимо, придется туроператорам.
Сколько было пострадавших?
Первая информация о проблемах в отеле появилась 14 мая со ссылкой на туристов: по их словам, 9 мая от 50 до 100 человек отравились едой или водой во время завтрака в ресторане отеля.
На тот момент в самом отеле подтверждали только тот факт, что отдыхавшие действительно обращались с жалобами на плохое самочувствие. Однако подробностей представители Sheraton Sharjah не сообщили, заявив, что занимаются выяснением ситуации в контакте с медиками. Общее количество пострадавших также не называлось.
Туристы создали свой чат в мессенджере. По результатам переклички выяснилось, что речь идет о более 60 пострадавших из разных стран, 17 из которых – дети.
Туроператоры в курсе ситуации, но пока к ним поступают единичные обращения. В компании «Натали Турс» рассказали, что с 10-го по 13-е число в указанном отеле был госпитализирован только один их клиент. «Он из Екатеринбурга. Насколько нам известно, страховая компания в его случае не была задействована. Помощь была оказана по инициативе отеля. В больнице турист находился три дня, и сегодня уже улетает на родину. Больше нам никаких сигналов не приходило», – отметил советник гендиректора по продажам «Натали Турс» Дмитрий Фесик.
У страховщиков цифры о заболевших более приближены к тем, о которых говорят туристы. По информации ERV, всего во все страховые компании обратилось около 40 российских туристов. В компании ВСК на сегодняшний день зарегистрировано 25 случаев с подтвержденным диагнозом гастроэнтерит в отеле Sheraton. По информации ВСК, большинство пострадавших получили амбулаторную помощь согласно медицинским стандартам страны пребывания. «В связи с одномоментными многочисленными вызовами медиков в отель наблюдалась нехватка выездных врачей. По этой причине в экстренных случаях обратившимся предлагалось вызвать скорую помощь или самостоятельно приехать в госпиталь по указанному адресу. Большинство отказались ехать в больницу и ожидали прихода врача в номер. При необходимости пострадавшие туристы, застрахованные в компании, могут получить медицинские документы, лично оформив заявление в любом офисе ВСК», – добавили в компании.
Отравление, ротавирус, сальмонеллез?
На сегодняшний день нет единого мнения и по вопросу о том, что же случилось на самом деле в отеле. «Мы направили запрос в Sheraton Sharjah Beach Resort & Spa, чтобы прояснить ситуацию. Согласно предварительной информации от отеля и медицинского центра это не массовое отравление. Речь идет о ротавирусной инфекции. Сейчас наших туристов в отеле нет», – прокомментировали в компании «Библио-Глобус».
Туристы настаивают, что произошло именно отравление. Некоторых пострадавших госпитализировали уже по возвращении в Россию. Судя по скриншотам анализов, размещенным в чате пострадавших, российские врачи диагноз ротавирус не подтверждают – выявлен сальмонеллез. Таким образом, версия с некачественными продуктами всё-таки находит подтверждение.
Кто за что в ответе?
Так или иначе, пострадавшие туристы намерены предъявить претензии туроператорам и при необходимости – обращаться в суд. Как отмечает адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева, с точки зрения закона туроператор несет перед туристом ответственность за качество и безопасность оказываемых услуг.
Однако истцам придется с документами в руках доказать, что обстоятельства, при которых был причинен вред их здоровью, связаны именно с отдыхом в отеле. «В этом будет основная сложность», – добавляет Маргарита Еремеева. Ведь отравиться или подхватить инфекцию люди могли и за территорией. В этой ситуации на руку пострадавшим играет массовость случившегося – пострадали десятки людей, находившихся в одном и том же отеле. Имеет значение и широкий резонанс в СМИ и участие госорганов. Свердловский Роспотребнадзор заявил на своем официальном сайте, что готов помочь туристам. «Согласно закону «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей. Таким образом, потребители, пострадавшие в результате массового отравления в ОАЭ, вправе направить в адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области заявление (ходатайство) с просьбой обратиться в суд в защиту их прав», – отмечается в сообщении ведомства.
Юрист делает вывод: есть большой шанс, что судьи примут доводы пострадавших. Однако не факт, что им удастся вернуть стоимость тура, так как услуга по факту была оказана – пострадавшие за редким исключением продолжали жить в номерах и воспользовались помощью по страховке. Вероятнее всего, речь будет идти о компенсации за вред здоровью, размер которой судья установит индивидуально в каждом конкретном случае.
По словам Маргариты Еремеевой, теоретически претензии можно предъявить и к отелю, но по этому пути вряд ли кто-то пойдет – разбирательство придется вести на территории ОАЭ и по внутренним законам, которые принципиально отличаются от наших.
Так что, похоже, участникам рынка нужно готовиться к искам. И параллельно разбираться с самим отелем. Ранее таких резонансных случаев в ОАЭ не было. Хочется надеяться, что и администрация, и представители местных властей сделают правильные выводы.