Эксперты допускают, что разрешение летать получат не все
В этой статье – устаревшие данные по возобновлению авиасообщения с Египтом. Обновленную информацию читайте в материале «Когда российским туристам откроют Египет».
Отрадный для турбизнеса сигнал: министр транспорта РФ Максим Соколов анонсировал переговоры о возобновлении полётов в Египет. Эксперты считают, что решение будет положительным, иначе чиновник такого ранга не стал бы делать заявлений. Однако есть вероятность, что полёты откроют с некими оговорками, которые могут изменить расклад сил на направлении.
Посмотрим, что сказал Максим Соколов в эфире «Россия 24». Первое – совместная работа Москвы и Каира по возможному возобновлению полётов в Египет должна начаться до Нового года. И второе – причины приостановки перевозок в арабскую республику совершенно иные, нежели на турецком направлении. В случае с Египтом наша страна нацелена на возобновление авиасообщения.
Фактически это означает, что осталось договориться о деталях и сроках. Со слов Соколова, всё зависит от выводов, которые будут сделаны по итогам аудита египетских аэропортов. Министр обращает внимание, что в этом исследовании участвовали не только российские специалисты, но также их коллеги из других стран. Известно, что своих экспертов в Египет направляла Великобритания. И судя по сообщениям источников, Каир с Лондоном договорились. По данным египетской госслужбы информации, план возобновления полётов британских авиакомпаний в Шарм-эль-Шейх был согласован 30 ноября, посол Великобритании в Каире это подтвердил. Сроков, правда, он не назвал, но этот факт подтверждает, что Англия считает меры по усилению контроля достаточными.
Но теракт произошёл на борту не английской, а российской авиакомпании «Когалымавиа». Погибли более 200 наших граждан, террористическая угроза в Египте сама по себе никуда не делась. Поэтому все выводы российских экспертов по авиабезопасности, а значит, и сроки возобновления рейсов из России, очевидно, будут согласовываться с ФСБ, и это займёт время.
По мнению генерального директора «Випсервиса» Дмитрия Горина, возобновление полётов из России на курорты Египта начнётся позже, чем из Великобритании, и при благоприятном развитии событий займёт около двух месяцев. Если вести отсчёт с ориентира, обозначенного Соколовым, – переговоры должны пройти в декабре.
У Правительства России есть веские причины не тянуть с возобновлением полётов, так как у нашей страны особые отношения с Египтом. Ещё со времен СССР это ценный союзник в проблемном ближневосточном регионе и перспективный партнёр в экономической сфере. 19 ноября «Росатом» подписал контракт на строительство атомной электростанции в Дабаа, а 25 числа замминистра обороны Анатолий Антонов сообщил, что Египет планирует приобрести крупную партию вооружения. В сентябре были подписаны контракты на поставку 50 боевых вертолётов, которые, по некоторым данным, предназначены для «Мистралей». Их, по джентльменскому соглашению с Россией, французы продали как раз Египту.
В условиях крепнущего сотрудничества просьба поскорее вернуть российских туристов выглядит убедительно. Для экономики Египта это критически важно. В 2014 году Египет принял более 9,5 млн иностранных гостей, в том числе 2,5 млн – из России.
Возобновление туристического обмена – ещё и в интересах авиакомпаний, причем российских.
В ноябре президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун оценил потери перевозчиков от остановки полётов в Египет в 9 млрд рублей. Этот большой рынок очень нужен российским авиакомпаниям, так как международный пассажиропоток падает. Самолеты нужно куда-то девать, что особенно актуально для перевозчиков, у которых парк состоит из узкофюзеляжной техники, которую нельзя задействовать на длинных маршрутах. Зимой рейсы в Египет давали стабильную загрузку, теперь – её нет.
Оптимизация маршрутной сети и парка актуальна сейчас для всех, включая группу «Аэрофлот», внутри которой формируется по сути ещё один крупный перевозчик. Это авиакомпания «Россия». Её флот объединит 64 самолёта трёх «дочек» «Аэрофлота» («Россия», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии»), а также 24 Boeing из «Трансаэро». В их числе – 14 вместительных B-747.
Техника будет задействована в основном на внутрироссийских маршрутах, причём с участием туроператоров. Например, «Библио Глобус» уже договорился о полётной программе на «Оренбургских авиалиниях» в Сочи. Как сообщили HotLine.travel представители компании, в случае открытия Египта часть самолётов направят и туда.
Так как возобновление полётов – это политическое решение, ряд наблюдателей не исключают, что административный ресурс может быть задействован для передела египетского рынка. Например, теоретически приоритет могут получить регулярные рейсы, что отсечёт от Египта туроператоров, которые в основном пользуются как раз чартерами. Кстати, значительную долю на направлении имели как раз туроператоры с турецкими корнями, оказавшиеся сейчас в центре внимания центральных СМИ из-за санкций против Турции. Воплощение этого сценария в жизнь приведёт к серьёзным последствиям для рынка. Впрочем, это всего лишь гипотеза, любые ограничения трафика и полумеры не выгодны Египту – там заинтересованы поскорее вернуть и регулярные рейсы из России, и чартеры.