Как клиенты проблемных туроператоров возвращают свои деньги
Пока эксперты прогнозируют, на какие выплаты могут рассчитывать туристы прекратившей деятельность «Натали Турс», в соцсетях появляются истории со счастливым концом: некоторым покупателям путевок уже удалось добиться 100 %-ного возврата своих денег. Причем не с проблемного туроператора, а от банков – эмитентов пластиковых карт, которыми оплачивались туры. Как работает чарджбэк и действительно ли это эффективная альтернатива фингарантиям?
Получите и не расписывайтесь
Москвичка Ирина приобрела напрямую у «Натали» путевку на Кубу еще в марте. Оплатила на сайте туроператора кредиткой MasterCard сумму около 250 тыс. руб. Поездка должна была состояться в августе. А 4 июля грянул гром – СМИ сообщили о том, что «Натали Турс» аннулирует все ранее подтвержденные брони.
Ирина обратилась в ближайшее отделение Сбербанка – именно СБ РФ выпустил её кредитную карту. Написала заявление на возврат денег, приложила к нему копии документов, подтверждающих покупку тура, и скан сообщения туроператора о том, что поездка не состоится. «Сначала банк отказал в чарджбэке на том основании, что ответ от туроператора не получен. Однако буквально через две недели запрос одобрили, и вся сумма вернулась на мою карту», – рассказала туристка онлайн-журналу HotLine.travel.
В соцсетях описываются и другие подобные прецеденты. И не только по ситуации с «Натали», но и более ранние, – некоторым туристам удавалось получить чарджбэк после краха «Лабиринта» в 2014 году. И это несмотря на то, что средств на счетах проблемных туроператоров не было.
Как это работает
На пальцах схема возврата денег при расчетах кредитками выглядит так. После получения запроса от клиента банк – эмитент пластиковой карты обращается к банку-эквайеру – тому самому, в котором обслуживается туроператор, не способный выполнить своих обязательств. Эквайер переадресовывает претензию турфирме и, если возражений по существу в течение месяца не поступает, имеет право списать с неё требуемую сумму. Но так как взять с проблемных компаний обычно нечего – денег на счете нет, эквайер использует для возврата собственные средства. Их он потом пытается возместить по суду или встав в очередь кредиторов в случае банкротства туроператора.
На практике процедура чарджбэка может быть весьма оперативной для клиентов. Некоторые банки-эмитенты сначала возвращают сумму держателю карты, а затем уже востребуют ее с эквайера. В сложных ситуациях привлекают в качестве арбитра МПС – международную платежную систему.
Кстати, вернуть деньги за несостоявшийся тур можно и в том случае, если он приобретался с оплатой картой через турагентство. Банк востребует сумму с розничного продавца, а тому уже придется разбираться с проблемным туроператором, поясняют специалисты.
Какие шансы?
Запросы на возвраты составляют примерно 1,5 % от всего объема рынка интернет-продаж. При этом удовлетворяется около 50 % требований, приводит актуальную статистику замруководителя направления интерактивных сервисов компании «Банки.ру» Елена Калинкина. Эти цифры относятся ко всем чарджбэкам при покупках с помощью банковских карт, данных отдельно по сегменту онлайн-трэвел нет, но можно предположить, что они примерно соответствуют общей картине.
Риски финансовых потерь при возвратах денег закладывают в стоимость эквайринга, сейчас она в среднем 2 % от суммы платежа. Самим банкам чарджбэк зачастую сулит убытки, однако в условиях жесткой конкуренции это эффективный инструмент демонстрации лояльности клиентам – держателям платежных карт.
Как повысить шансы на результативность обращения за чарджбэком в случае неспособности туроператора выполнить свои обязательства? Елена Калинкина рекомендует предварительно собрать и предоставить банку веские подтверждения того, что услуга не была или не будет оказана и добровольно деньги не возвращают. К заявлению в банк приложить максимум доказательств – от сканов документов до аудиозаписей разговоров с менеджерами туроператора. Уложиться в сроки подачи требования на чарджбэк – у разных платежных систем они варьируются, но, как правило, это 120 дней – с момента или оплаты, или предъявления претензии турфирме.
Однозначно не получится вернуть деньги, если они переводились на карту сотрудника турфирмы, а не на её счет, резюмирует эксперт «Банки.ру».
***
Как видим, чарджбэк сродни лотерее. Но если повезет, этот способ возврата средств за несостоявшийся тур может оказаться эффективнее обращения за фингарантиями, в «Турпомощь» или взыскания через суд, когда туристы крайне редко имеют шанс получить назад всю сумму. К тому же при отказе ничто не мешает воспользоваться традиционными методами. Только нужно учитывать, что чарджбэк возможен исключительно в случае платежа банковской картой, ни на какие другие способы расчетов, безналичные или наличные он не распространяется.