Об агнцах и козлищах французского рынка
Ситуация в консульстве Франции в сезоне лето-2007 развивалась по формуле Черномырдина – хотели как лучше, а получилось… как-то не так. Недели в ожидании документов, в пик сезона поездки на грани срыва. И за это еще стали брать денег больше, чем раньше: недавно открывшийся при посольстве сервисно-визовый центр взимает плату за прием документов сверх консульского сбора. В силу обстоятельств он был воспринят рынком как источник новых зол, а потому оказался в эпицентре народного гнева и разных слухов, которые «ГЛ» протестировала на предмет достоверности.
А правда, что французский визовый центр организовали индийцы, а туроператоров для сотрудничества с ним отбирал Владимир Канторович из «КМП-групп»?
Визовый центр – это российское юрлицо, по официальным документам оно проходит как ООО «НАВИГАТОР». При чем здесь Индия? Гендиректор НАВИГАТОРА Владимир Гордеев комментирует: «Решив передать на аутсорсинг работу с аппликантами, посольство на условиях тендера выбрало в качестве партнера индийскую компанию VFS. Она участвовала в открытии сервисных структур при московских дипмиссиях Великобритании, Испании, Голландии, Бельгии и вообще делает это по всему миру. VFS находит исполнителя (таковым является, в частности, НАВИГАТОР), обучает его персонал и курирует некоторые аспекты деятельности новой структуры».
Что касается селекции аккредитованных турфирм, то она прошла еще весной в рамках борьбы с черными визовиками. Так сложилось, что именно на этом направлении «дипломатическая коммерция» развивалась наиболее активно. «Половина аккредитованных при посольстве фирм раньше торговала визами, – считает Владимир Канторович. – Решив отделить агнцев от козлищ, чиновники обратились к Maison de la France. Эта организация привлекла к сотрудничеству АТОР. Мы провели совместные консультации с активными туроператорами направления и отсеяли из консульских списков компании, которые под прикрытием туризма вели незаконный бизнес».
В результате из двухсот с лишним компаний аккредитацию сохранила только 71 турфирма. Операторам выдали специальные розовые карточки, которые надо предъявлять в визовом центре как доказательство принадлежности к «агнцам». Но у каждого из них есть шанс внезапно попасть в «козлищи» – обнаружить, что в списках, периодически обновляемых консульством, его имя отсутствует. «В минувшем сезоне это однажды случилось даже с такими компаниями, как «Нева» и PAC Group, – признает заместитель генерального директора визового центра Сергей Алешин. – Произошло недоразумение, вызванное сбоем в документообороте, мы исправили ситуацию в течение одного рабочего дня».
А правда, что визовый центр не отвечает за сохранность паспортов?
Сначала НАВИГАТОР действительно оставлял за собой право потерять документы. «Мы просто использовали типовой договор, применяемый остальными визовыми центрами», – поясняет Сергей Алешин. После консультаций между АТОР и консульством документ был откорректирован. Сейчас в нем отмечено, что ООО «НАВИГАТОР» «несет ответственность перед принципалом за утрату, недостачу или повреждение находящихся у него документов» в случае, если это произошло по его вине.
А правда, что документы обрабатываются по две недели из-за некомпетентности визового центра?
Сложный вопрос. Консул Франции Эдит Гийо-Новак и пресс-секретарь посольства Изабель Тураншо неоднократно заявляли, что с появлением визового центра оформление документов для аккредитованных компаний должно занимать три-четыре дня вместо 14. Этого не случилось, более того, сроки стали неопределенными. «В пик летнего сезона визы в лучшем случае оформлялись за две недели, в худшем – за три», – сказала замгендиректора по туризму «Инна тур» Светлана Куркович.
«В высокие даты никто не знал, когда будут готовы бумаги туристов, системы в этом не просматривалось, – добавил руководитель визового департамента «Туртранс-Вояж» Иван Балановский. – К примеру, паспорта клиентов, выезжающих в ближайшие дни, могли еще находиться в консульстве, в то время как нам уже выдавали документы на более поздние даты».
Из заявлений дипломатов косвенно следовало, что пробуксовка происходила на участке НАВИГАТОРА. Владимир Гордеев такие высказывания не опровергал, но и не принимал огонь на себя: «Мы точно соблюдаем сроки, отведенные нам на прием документов, внесение информации аппликантов в электронную базу данных и передачу всех материалов в консульство. Все поданные клиентами бумаги ровно в 8:30 следующего дня уже находятся в консульстве. Остальное – вне наших полномочий».
К началу сентября сроки выдачи виз стали прогнозируемыми. Турфирмы получают документы своих клиентов ровно на 15-й день после подачи. А людям, оформляющим бумаги в индивидуальном порядке, приходится ждать три-четыре дня.
А правда, что сам визовый центр некомфортен для аппликантов и курьеров?
Владимир Гордеев устроил в своей организации «день открытых дверей» для корреспондента «ГЛ», который лично убедился, что в плане комфорта там все в порядке. Для индивидуалов и операторов отведены разные залы, в них много посадочных мест, есть аппарат моментальной фотографии, кондиционеры, кофемашины, туалеты.
Очередей в момент визита не было, несмотря на высокий сезон. Дама, которая только что сдала пакет бумаг для получения индивидуальной визы, заверила: все произошло очень быстро и четко, в течение 20–25 минут.
А вот туроператоров не устраивает расположение центра. Он рядом с метро, но далеко от посольства, и, если в готовом паспорте обнаружена ошибка, курьер турфирмы должен мчаться с «Марксистской» на «Октябрьскую», ведь коррекция документов производится в консульстве. «Раньше она занимала 15 минут, а сейчас растягивается на день-два, – говорит Иван Балановский. – Чтобы тур не сорвался, нам уже приходилось сажать клиента в поезд без паспорта. Наш сотрудник тем временем решал проблемы в консульстве, на самолете догонял группу в Бресте и вручал туристу документы».
«Я понимаю, для курьеров было бы лучше, если бы визовый центр находился в одном здании с консульством, – комментирует Сергей Алешин. – Но, с другой стороны, теперь сотрудники турфирм проверяют документы в комфортных условиях, а не на газоне под открытым небом, как раньше».
А правда, что визовый центр берет с туристов по 3 тыс. руб.?
Услуги этой организации стоят 900 руб. Но если в паспорт вписаны дети, то за каждого взимают такую же сумму. Плюс консульский сбор – 35 евро с человека старше 25 лет.
«Аппликанты, которые оформляют визу в индивидуальном порядке, уже поняли, за что с них берут эти деньги. За комфорт и скорость, – говорит Сергей Алешин. – Что касается клиентов турфирм, у них отпадут все вопросы о тарифах, когда мы совместно с консульством сократим сроки оформления виз».
А правда, что время оформления документов все-таки уменьшится до трех дней?
«Да, – утверждает Владимир Гордеев. – Мы для этого делаем все возможное».
В середине августа источники «ГЛ» сообщали, что вопрос сроков полностью зависит от консульства и, возможно, снова появится на повестке дня недели через три, когда г-жа консул вернется из отпуска. То есть, очевидно, в середине сентября.