Возраст авиапарков значения так и не имеет
В мае чуть было не произошло событие, которое поставило бы под большой вопрос стабильность российской авиаперевозки. Речь о рассмотрении поправок в Воздушный кодекс, запрещающих эксплуатацию самолетов старше 20 лет. В Госдуме их должны были обсуждать в середине месяца, но в последний момент законопроект был отозван.
Старых самолетов не бывает?
Инициатором законопроекта выступил Совет Федерации, внесший в Госдуму предложение в конце прошлого года. А подтолкнула сенаторов к тому авиакатастрофа Boeing 737 в Казани 17 ноября. Самолету было 23 года. Вообще, процесс продвижения законопроекта выглядел каким-то запутанным. Сразу после авиапроисшествия глава Росавиации Александр Нерадько предложил Минтрансу инициировать запрет на ввоз в Россию старых самолетов, а также не вносить в свидетельство эксплуатанта воздушные суда иностранного производства, зарегистрированные не в России. Причем возрастной ценз было предложено ограничить 15 годами. На каком этапе цифра увеличилась до 20 – неясно. А интрига развивалась дальше. Против возрастных ограничений, предложенных главой Росавиации, выступил министр транспорта Максим Соколов. Он заметил, что безопасность в воздухе определяется не возрастом самолета, а его техническим состоянием, качество которого подтверждено сертификатом той же Росавиации. И вообще, по данным министра, максимальное количество катастроф в мире приходится как раз на самолеты, возраст которых менее 5 лет. Министра поддержал Межгосударственный авиационный комитет (МАК): мировая статистика свидетельствует, что количество авиапроисшествий примерно одинаково что у 5-летних ВС, что у 30-летних. А если принять во внимание зарубежный опыт, то в США и Европе критерий возраста отсутствует, хотя ограничения существуют, например, в Китае, Бразилии, Индии.
Интересно, что эксперты авиарынка, с которыми общался корреспондент «ГЛ», в один голос называли поправки бессмыслицей. «Старых самолетов не бывает, – заметил один из них. – За годы эксплуатации от бортов не остается почти ничего, что было выпущено на заводе. Все узлы и агрегаты периодически меняются на новые. Вопрос об ограничении по возрасту время от времени всплывает после очередного ЧП, но ничем не заканчивается».
Конкуренция гигантов
И все-таки, несмотря на сокрушительные аргументы против, поправки почти удалось протолкнуть в Госдуму. Если бы законопроект приняли, то тогда как минимум 13 авиакомпаний, средний возраст самолетов которых составляет более 15 лет, с 2017 года (предполагавшийся срок вступления в действие документа) оказались бы «в интересном положении». Например, те, кто задействован в туристической перевозке, – «Трансаэро», «ВИМ-авиа»… Наблюдатели не исключают, что главным лоббистом «ограничений по старости» выступил «Аэрофлот», у которого один из самых молодых парков в Европе (всего 5,2 года по состоянию на конец 2013-го). У его ближайшего конкурента в России, «Трансаэро», по данным портала Planespotters.net, 15,9 года (по другим сведениям, уже 16,6) – не отсюда ли взялся первоначально предложенный г-ном Нерадько потолок старости – 15 лет? Всего же в парке авиапредприятия 24 борта из 92 в наличии разменяли третий десяток.
Есть версия, что именно «Трансаэро» и заблокировала принятие ограничительных мер. Эксперты ссылаются на административный ресурс: глава МАК Татьяна Анодина, активно выступавшая против инициативы Совфеда, владеет 3% акций «Трансаэро» (по сведениям из открытых источников). Далее абзац удалён.
Впрочем, в Госдуме отрицают наличие какой-либо связи между отзывом законопроекта, интересами отдельно взятых перевозчиков и вопросами безопасности. По утверждению одного из депутатов, решение продиктовано исключительно политико-экономическими причинами: угрозами применения санкций со стороны Запада, которые могут затронуть вопросы закупки новых самолетов. И эта версия выглядит самой правдоподной.
Так что кому стоит сказать спасибо за отзыв законопроекта о возрастном цензе самолетов – конкретному участнику рынка или Западу – непонятно. Впрочем, успокаиваться рано. Эксперты уверены: вопрос может снова всплыть – после очередного резонансного авиапроисшествия.
Средний возраст самолетов в парке российских авиакомпаний:
«Аэрофлот» | 5,7 года |
«Таймыр» («Норд Стар») | 8,6 года |
«Сибирь S7» (включая «Глобус») | 9,4 года |
«Ред Вингс» | 9,5 года |
«Россия» | 9,7 года |
«Ак Барс Аэро» | 10,7 года |
«Владивосток Авиа» | 11,3 года |
«Уральские авиалинии» | 12,7 года |
«Северсталь» | 12,9 года |
«Донавиа» | 13 лет |
«Ямал» | 13 лет |
«РусЛайн» | 13,1 года |
«Когалымавиа» | 13,5 года |
«Ай Флай» | 13,9 года
|
«Оренбургские авиалинии» | 13,9 года |
«Северный ветер» («Норд Винд») | 14,4 года |
«Татарстан» | 14,8 года |
«Трансаэро» | 15,5 года |
«Полет» | 16 лет |
«Московия» | 16,4 года |
«Газпромавиа» | 16,9 года |
«Якутия» | 19,7 года |
«Ютэйр» | 20,1 года |
«ВИМ-авиа» | 21 год |
«Сахалинские авиатрассы» | 22,2 года |
«Нордавиа» | 24,8 года |
«Тулпар» | 25,1 года |
«Саратовские авиалинии» | 25,4 года |
«Грозный Авиа» | 25,7 года |
«Ижавиа» | 29 лет |
«Алроса» | 30,4 года |
«Ангара» | 30,5 года |
«Ираэро» | 30,5 года |
Томскавиа | 37,2 года |
«Полярные авиалинии» | 37,8 года |
Для сравнения: зарубежные авиакомпании | |
British Airways | 12,9 года |
Delta Airlines | 16,7 года |
По данным letaem-vmeste.livejournal.com