В первый рабочий день нового года корреспонденты HotLine.travel опросили турагентов из разных городов России и предложили им ответить на вопросы: как прошли праздники? Что беспокоит?
Самара. Будем надеяться!
Выяснилось, что длительные каникулы прошли в целом спокойно. В самарских агентствах рассказали, что за все время каникул у них не возникло ни одной проблемы. «Все туристы улетели, все прилетели. Были задержки рейсов 11 января, но ничего существенного», – рассказала директор компании «Самараинтур» Елена Сегал. «Все хорошо. Будем надеяться, что и дальше пойдет в том же духе», – добавила заместитель директора агентства «Спутник-Гермес» Татьяна Евдокимова.
Ростов-на-Дону. Погода подкачала
В ростовском агентстве «Росинтур» отметили, что все чартерные рейсы были выполнены без задержек. А вот с регулярными вылетами случилась накладка: 5 января из-за плохой погоды сильно задержался рейс «Чешских авиалиний», пилотам пришлось посадить самолет в Краснодаре, так что за туристами был направлен другой борт. В конечном итоге все туристы были доставлены к месту назначения. «Но катаклизмов не было», – констатировала директор компании Светлана Земцева.
Пермь. Чехарда с рейсами
Превратности погоды испытали на себе и некоторые туристы из Перми. Правда, не в родном городе, а в Риге. «Паром задержался, из-за этого наши клиенты отправились на сутки позже – не третьего января, а четвертого. Но туроператор, «Туртранс-Вояж», пообещал компенсировать стоимость пропавших экскурсий», – рассказал Илья Маламут, менеджер компании «Пермьинтур-Ф». По его словам, в остальном все прошло благополучно: даже удивительно, что никто не обанкротился.
Коллеги из других агентств тоже очень рады относительно спокойным праздникам. Единственная неприятность – накладки, которые возникают из-за корректировок расписания. «В январе у наших клиентов предстоит тур в Доминикану. Естественно, они уже выкупили билеты из Перми до Москвы и обратно. И вот недавно мы узнали, что вылет переносится на два дня, образовались дополнительные сутки отдыха, за которые туроператор, «Анекс Тур», предлагает доплатить 350 долларов. Но самое главное – придется менять билеты в Пермь из Москвы. Теперь думаем, что делать», – поделилась информацией Алевтина Леновская, руководитель «Пермь-Русе-Тур».
Ну, и очевидная беда: из-за того, что туроператоры очень сильно оптимизировали перевозку, резко сократился ассортимент предложений.
«У нас в городе туроператоры практически все вылеты сняли, остался только Египет и Гоа. Кроме этих направлений продавать особо нечего. Вот пришли туристы, хотят в апреле ехать в Патайю. Единственный вариант – вылетать из Екатеринбурга, но рейсы на нужные даты есть только у «Пегаса» по очень высоким ценам», – описал проблему Илья Маламут.
Ярославль. Спроса нет
В ярославских агентствах напоминают о провале спроса и подводят неутешительные итоги. По словам Игоря Сорокина («Экипаж»), полный штиль в продажах держится с середины декабря. На новогодние даты спрос упал на 50 процентов. Не собираются даже групповые туры по России – например, были проблемы с загрузкой автобусов из Ярославля в Великий Устюг.
– Количество агентств сокращается. Я знаю людей, которые закрыли офисы и начинают работать с постоянными клиентами из дома – как фрилансеры. Некоторые турфирмы съезжаются в общее помещение, чтобы экономить на аренде. Заметно редеют розничные сети… Но мы держимся – у меня работают оба офиса. Что продается? Вот, недавно отправили пару в Италию – за 20 тысяч рублей на двоих. Спрашивают горящий Египет. Сегодня пришли клиенты, забронировали Таиланд – у них были отложены деньги в долларах, так что они еще и сэкономили. И еще сейчас, как ни странно, есть несколько запросов на подбор летних туров.
Люди, которые в прошлом году удачно воспользовались акциями раннего бронирования, хотят и сейчас действовать по той же схеме. Надеются за счет этого снизить свои валютные риски.
Я в таких случаях только настаиваю на том, чтобы выбирать самых надежных туроператоров – пусть даже в ущерб цене или ассортименту.
Рязань. Хотят только визы
Екатерина Зыкова («Гулливер») посетовала, что все чаще туристам нужна только визовая поддержка. Все прочие услуги они бронируют самостоятельно. И при этом не реагируют даже на самые радикальные SPO от туроператоров. Видимо, туристы теперь четко планируют расходы и не совершают спонтанных покупок.
«В целом же рынок постепенно просыпается. Из самых свежих продаж: Карловы Вары на февраль. Таиланд… Были недавно и Мальдивы – заказ на 900 тыс. руб. Словом, не все так плачевно», – отметила Екатерина.
Красноярск. Помогли драконовские меры?
Оптимизм сохраняет и руководитель «Бюро путешествий «Алеф» Константин Гончаров из Красноярска:
«Я бы разделил туризм на рынок продаж путевок и рынок организации путешествий. Первый очевидно скукоживается, а вот второй остается».
Что касается итогов праздников, то у нас тоже все прошло спокойно – в Красноярске туроператоры провели оптимизацию задолго до праздников, проблем с переносом рейсов не возникло. Возможно, помогли и драконовские меры по ужесточению оплат забронированных туров – благодаря этим мерам у туроператоров появились какие-то деньги.
Правда, в другом красноярском агентстве, представитель которого пожелала остаться неназванной, рассказали, что отдельные трудности все же были: «1 января наши туристы возвращались из Нячанга, рейс вылетел с 9-часовой задержкой. Туроператора упоминать не буду, мало ли что».