И возвращать ли им деньги
Недавнее решение правительства и последовавшие за ним постановления глав ряда курортных регионов – временно приостановить прием гостей в объектах размещения, вызвали массу вопросов как у отельеров и туркомпаний, так и у туристов. Готовиться ли к досрочному выселению тем, кто уже находится в гостиницах? Какие компенсации полагаются людям, чей отдых завершится раньше времени? Пока с разъяснениями выступило только Министерство курортов и туризма Краснодарского края. Прокомментировать их мы предложили основателю ЮА «Персона Грата» Георгию Мохову.
Освобождать номера или нет?
По состоянию на 27 марта только в одном Сочи находилось порядка 52 тыс. туристов. Один из самых острых вопросов – как отельерам поступать с гостями, период проживания которых в их объектах еще не закончился. Вот ответ Минкурортов: «Граждане могут оставаться в коллективных средствах размещения (КСР) до окончания срока бронирования или санаторно-курортной путевки без права его продления».
Однако в этом разъяснении не учтен существенный нюанс. Ведь администрация гостиницы обязана выполнить еще и санитарные требования по самоизоляции постояльцев, в том числе и в части организации питания. «Если это невозможно, то у отельера есть все основания досрочно прекратить договор на размещение», – отмечает Георгий Мохов.
«Ситуация на рынке сейчас экстраординарная, присутствует правовая неопределенность. А в такой обстановке административное воздействие зачастую имеет большее влияние, чем нормы Закона о правах потребителей. Но каждый объект размещения принимает решения, исходя из собственной специфики и возможностей», – добавляет юрист. Чтобы избежать ненужных конфликтов, он рекомендует управляющим гостиниц находить общий язык с гостями, убеждать их добровольно сократить проживание. Именно так поступают, например, в «Сочи парк отеле», где уже около 4 тыс. человек согласились на досрочный чек-аут. Деньги же за неиспользованные дни отдыха им вернет туроператор «Библио-Глобус», по линии которого туристы находились в гостинице.
Приезжайте позже
Кстати, вопрос компенсаций тем, кто отправляется домой раньше положенного, – не менее насущный. Отельерам возмещать средства, пожалуй, даже сложнее, чем туркомпаниям. Ведь простой обходится гостиницам очень дорого – нужно не только сохранить зарплату персоналу, но и оплачивать немалые коммунальные счета, земельный и прочие налоги. Если вернуть деньги гостям, высок риск попросту обанкротиться.
Поэтому Георгий Мохов советует предлагать в качестве компенсации размещение в более поздние даты, когда вызванный коронавирусом коллапс пройдет. Можно заинтересовать клиентов апгрейдом номера, увеличением времени проживания – давать больше дней, чем было не использовано во время отдыха, и т. д.
Что касается рекомендаций от Минкурортов Краснодарского края – как разруливать ситуацию, то они противоречивы. С одной стороны, гражданам напоминают об их праве требовать от отеля возврата денег, а в случае отказа – обращаться в Роспотребнадзор. С другой же – также советуют гостиницам и клиентам договариваться о переносе отдыха на более поздние даты. По словам Георгия Мохова, такая двусмысленная позиция вполне объяснима: «Мы сейчас находимся в совершенно иной юридической реальности. Поэтому органы власти пытаются и соблюсти общепринятые нормы законодательства, и выступить защитниками малого бизнеса, понимая, что у последнего крайне сложная ситуация».
Юрист не исключает, что до 20–30 % конфликтов, связанных с компенсациями от гостиниц, впоследствии придется разрешать в судах. «Невозможность размещения в отеле вследствие актов, выпущенных госорганами, можно трактовать как обстоятельства непреодолимой силы. По закону в этом случае допускается перенос исполнения обязательств на более поздний срок. Но и гражданин, в свою очередь, может отказаться от отсрочки предоставления услуги, если в будущем она ему уже не нужна. И потребовать расторжения договора и возврата денег», – подводит итог Георгий Мохов.
При этом прогнозировать, какие решения будут принимать суды, сейчас вряд ли кто-то возьмется. Особенно с учетом того, что разбираться-то будет уже не с кем. Напомним, что в апреле эксперты ждут массового закрытия гостиниц в случае, если не последует адекватной помощи со стороны государства.
Это прогноз касается отелей в крупных городах, которые остались без клиентов первыми. Но теперь на грани банкротства оказались и объекты на курортах.