Но приедут ли туристы?
Отельеры Крыма, многие из которых еще в прошлом году страдали головокружением от былых успехов, за что и поплатились, накануне лета-2018 демонстрируют большую заинтересованность в партнерстве с туроператорами и весьма трезвые взгляды на ценообразование. Но поможет ли это достичь приемлемой загрузки в предстоящем сезоне? Ведь у Крыма сохраняются проблемы с транспортной инфраструктурой, а что хуже всего – резко растут цены на авиаперевозку.
Отельеры сделали выводы
Объемы раннего бронирования по Крыму сейчас примерно сопоставимы с показателями на конец марта прошлого года. Но эксперты объясняют данный факт не стабильностью спроса, а, во-первых, тем, что местные отельеры раньше обычного выставили цены на лето, заключили контракты с туроператорами и открыли продажи. «Пришло понимание: кто тянет с договорной компанией, тот в итоге проигрывает», – сказал в интервью HotLine.travel Борис Зелинский, президент туристического холдинга «Кандагар».
Во-вторых, владельцы и управляющие гостиниц осознали, что надо умерить ценовые аппетиты. В начале 2017 года почти все они повысили тарифную планку, но потом были вынуждены опустить ее на 10–30 %, чтобы подхлестнуть продажи. «Как следствие, отмечались серьезные перекосы в ценообразовании: люди, которые бронировали отели летом, накануне выезда, порой платили меньше тех, кто покупал туры в Крым по акциям early booking, – вспоминает Илья Ильин, руководитель крымского направления компании АЛЕАН. – Это, конечно, исключение, но хочу отметить, что гостиницы учли этот опыт и в новом сезоне такого уже не будет».
Действительно, отельеры сделали свои выводы и в этом году выставили стартовые прайсы на уровне прошлогодних пониженных, отмечает Борис Зелинский. Кроме того, некоторые гостиницы полуострова начали переходить на динамическое ценообразование. По мнению Ильи Ильина, это отрадный факт, который как раз позволит объектам размещения избежать перекосов, держать цены на рынке и стабильно загружаться.
Вопрос дискуссионный. Например, эксперты ANEX Tour наблюдают аналогичную тенденцию в Краснодарском крае и не считают, что это пошло кому-то на пользу. «Действительно, отельеры в Сочи внедрили технологию динамического ценообразования, и, как правило, такая система не является удобной и целесообразной. В особенности для массовых туроператоров», – говорит Яна Кучегура, представитель пресс-службы ANEX Tour.
Возвращаясь к разговору о Крыме. Местные отельеры после всех перипетий прошлого лета демонстрируют повышенную клиентоориентированность и лояльность к туроператорам. И если какие-то нововведения (то же динамическое ценообразование, например) себя не оправдают, управляющие гостиниц быстро примут адекватные меры.
Проблема в том, что не только они определяют цены на отдых в Крыму. Для потенциального клиента многое зависит от стоимости авиаперевозки, которая в этом году растет, а, кроме того, ближе к сезону ожидается дефицит авиабилетов.
Крым: почем летим?
В условиях нехватки техники, которая возникла после краха «ВИМ-Авиа», для перевозчиков особую важность приобретает вопрос: на каких направлениях выгоднее эксплуатировать самолеты? И расклад получается не в пользу Крыма, где сезон короче, чем, например, в Сочи и уж тем более в Анталье.
«Я всё понимаю, но разве это правильно, когда авиабилеты в Симферополь стоят дороже, чем в Адлер?» – говорит Вита Саар, директор по развитию курортного комплекса «Ливадийский».
Данные на интернет-поисковиках подтверждают, что обеспокоенность отельеров не напрасна. К примеру, самый дешевый вариант перелета из Москвы в Симферополь и обратно (07.06–21.06) предлагает Red Wings: 12 480 руб. Улететь в Сочи «Победой» в те же даты можно за 10 198 руб. Данные от 22 марта.
Разница в стоимости на семью из трех человек – почти 7 000 руб., для такого направления, как Крым, сумма немалая.
Еще более существенная ценовая разница на маршрутах из регионов. В те же даты июня из Екатеринбурга в Сочи можно улететь за 17 338 руб., в Симферополь – минимум за 24 986 руб. Таким образом, если наша гипотетическая семья из трех человек выберет Крым, то переплатит 22 844 руб.
«Высокая стоимость авиаперевозки – это фактор риска для всех отельеров. Нужны меры на государственном уровне», – считает Вита Саар.