logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
0:00, 12 сентября 2007
4778

Сочи. Конкурс на выживание

Сочи. Конкурс на выживаниеЭкскурсионщики борются за место в городе

Экскурсбюро в Сочи рискуют оказаться не у дел. Почти повсеместная реконструкция дорог, развернувшаяся в регионе в связи с Олимпиадой-2014, не позволяет туристическим автобусам, на которых завязаны почти все программы, передвигаться с былой прытью. Нередко группы по полдня пытаются добраться до той или иной достопримечательности. В связи с этим спрос на подобные услуги заметно снизился. А ведь грандиозные строительные работы только начались.

Кроме того, чтобы занять в городе несколько точек продаж, экскурсионщики вынуждены участвовать в конкурсе, организованном администрацией Сочи. Для положительного результата требуются довольно крупные финансовые вложения. Корреспондент «ГЛ» разбирался в происходящем на месте событий.

Деньги на точку

Год назад для экскурсионных бюро был устроен пилотный тендер, в сочинской администрации называвшийся «рассмотрением заявок на дислокацию», «аукционом» и «торгами». С нынешнего сезона он стал обязательной процедурой, проходить которую ежегодно необходимо даже тем, кто до этого уже побеждал. Официальная цель состязания – фильтрация ненадежных с точки зрения властей фирм, а также улучшение качества сервиса. Отказ от конкурсной борьбы равносилен уходу с легального рынка.

Экскурсионное бюро для участия в тендере должно представить властям множество различных справок, подтверждающих его дееспособность и состоятельность. «Одним из критериев отбора являются налоговые выплаты в городской бюджет, а также число обслуженных ранее экскурсантов. С учетом предложений районных администраций (хостинской, адлерской, лазаревской и центральной. – «ГЛ») и количества набранных баллов распределяются места», – сообщил в интервью заместитель главы администрации Сочи Владимир Бойченко. Другой критерий – сумма, которую бюро готово добровольно пожертвовать городу.

По неофициальным данным, именно взносы в сочинский бюджет и определяют победителей. «На этот раз играли роль уже два фактора: сколько ты заплатил год назад и сколько можешь дать сейчас», – рассказал эксперт, пожелавший сохранить анонимность. Говорят, шанс оказаться в фаворе был у тех, чьи отчисления достигали 100–200 тыс. руб. Претенденты знали: чем больше они инвестируют, тем выше вероятность сохранить бизнес. Наиболее платежеспособным участникам достались самые хлебные точки – в пляжной зоне или возле популярных отелей (это экскурсионные бюро «Рута», «Фобос», «Славянка», «Империя туризма» и др.).

Счастливчикам, выигравшим конкурс, пришлось дополнительно потратиться на аренду выделенной им земли и установку рекламной палатки (все киоски, кстати, должны быть одинакового размера и формы). «Наша компания чуть не разорилась, – поделился с корреспондентом «ГЛ» гид одного известного в Сочи бюро. – А ведь вложенные деньги едва ли окупятся: клиентов почти нет, да еще и некорректные конкуренты палки в колеса вставляют…»

Кто кому покажет

Кстати, о конкурентах. Удача в аукционе не гарантирует получения эксклюзивного права на бойкую точку продажи. Сразу нескольким экскурсионным бюро, соответствующим заявленным требованиям, могут запросто выделить находящиеся рядом участки. Причем расстояние между ними часто не превышает десяти метров. К кому обратится турист – дело случая.

Администрация Сочи призывает не делать из этого трагедии. «Вы на рынок любой загляните – там ярые конкуренты продают помидоры, стоя бок о бок друг с другом, – говорит, в частности, Михаил Кучук, начальник экскурсионного отдела Управления по курортному делу и туризму администрации Сочи. – Надо уметь красиво преподнести свой товар, чтобы его купили, а это уже задача самих экскурсионных бюро».

К сожалению, на практике в ход идут другие методы конкурентной борьбы. Например, черный PR. «Наши соседи половину экскурсии рассказывают клиентам, что мы якобы непрофессионально работаем, – поделилась с корреспондентом «ГЛ» гид по имени Татьяна, попросившая не указы-вать название ее компании. – Более того, они наняли журналиста, который периодически пишет о нас гадости. Но ничего, мы им еще покажем: тоже будем информировать своих туристов, кто есть кто на этом рынке…»

Помимо экскурсбюро, действующих официально, в Сочи работают фрилансеры, не имеющие ни реальной фирмы, ни лицензии на право быть гидами. «Подъезжают на своих машинах, прячутся в кустах, а при виде потенциальных клиентов тут же появляются из укрытия и предлагают экскурсии за те же деньги, что и мы (примерно 800–1000 руб. за одну поездку в Гагру, Красную Поляну, на гору Ахун и т. д. – «ГЛ»). А люди-то не понимают, что к чему, вот и соглашаются», – сетуют местные экскурсоводы. Ряды нелегалов пополняют и те, кто не прошел тендер. Они, опасаясь милиции и озираясь по сторонам, выставляют в оживленных местах столики-раскладушки с зонтиками и часами ждут туристов…

Чиновники и в этом не видят большой проблемы. «Нелегалов остается все меньше и меньше, – отмечает Михаил Кучук. – Когда-то мы столкнулись с аналогичным явлением – уличной продажей железнодорожных билетов, которую нам удалось искоренить. Значит, и с этими гидами справимся».

Блины вместо экскурсий

Оценив результаты уходящего сезона, владельцы легитимных экскурсионных бюро пришли к выводу: несмотря на острую конкуренцию, надо консолидироваться и искать каналы гарантированного сбыта. Чтобы хоть как-то окупить участие в торгах, некоторые бизнесмены, забыв о профессиональной вражде, предлагают соперникам вместе заполнять автобусы в течение сезона. Другие договариваются о постоянном партнерстве с санаториями. Но сочинских здравниц на всех не хватает. Особенно сейчас, когда часть их подписана под снос (в частности, «Маяк», «Заря») в связи со строительством новых объектов.

Теоретически экскурсионное бюро могло бы наладить продажи, заключив, например, контракт с местной принимающей или московской турфирмой и обеспечив себе таким образом поток на весь сезон. Однако операторы не горят желанием сотрудничать. «Мы пытались раньше работать с подобными организациями. Но оказалось, что это очень сложно, – говорит Бэла Тарасова, директор сочинской компании «Ривьера Сочи». – У них совершенно не развиты технологии, нет ни Интернета, ни факса, даже заявку им не отправишь». А по мнению Сергея Ромашкина, директора «Дельфина», московским фирмам и вовсе невыгодно подписывать договоры с сочинскими экскурсионщиками. «Во-первых, тарифы слишком низкие, нам с этого прибыли никакой. Во-вторых, лет пять назад мы пробовали включать экскурсии в пакет, но туристы были недовольны. То им не нравились наши варианты, то у них на месте неожиданно менялись планы и они отказывались ехать… В итоге мы решили отменить эту практику», – рассказывает г-н Ромашкин. Кроме того, почти в каждой сочинской принимающей компании трудятся штатные гиды, а также лицензированные фрилансеры, которых приглашают по мере необходимости. Если вдруг турист уже на месте проявит интерес к культурной программе, нет нужды обращаться в экскурсбюро.

На что же могут сегодня рассчитывать фирмы? Только на светлое будущее. «Ближе к Олимпиаде в нашем бизнесе, наверно, останутся единицы, – делится своим мнением одна из гидов. – Я вот уже дополнительный заработок нашла: пеку блины и отношу на реализацию в знакомый ларек…» Тем не менее окончательно отходить от дел и объявлять себя проигравшими руководители многих бюро не спешат. Они понимают, что если им удастся удержаться и преодолеть олимпийский рубеж, то все потери будут с лихвой компенсированы. Эксперты верят, что после Игр наступит новое время. Например, Нелли Гегечкори, заместитель гендиректора сочинской турфирмы SG tours, говорит: «Клиентов будет несравнимо больше, ведь Сочи станет городом международного уровня и наверняка превратится в круглогодичный курорт. А уж стройку и прочие проблемы можно как-нибудь пережить ради такого случая…»

  • Обзоры и аналитика
Автор Анна Раковская
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/obzory-i-analitika/sochi-konkurs-na-vyzhivanie/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
106345
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
47339
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
22089
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
31246
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
99504
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
56366
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу

Обзоры и аналитика

28/01/2025
48132
«Выкручивают руки»: почему в отелях России некому работать
«Выкручивают руки»: почему в отелях России некому работать

Обзоры и аналитика

28/01/2025
45965
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте