Нужны ли заградительные налоги, чтобы не пускать обычных людей на элитные курорты?
В Интернете эмоционально обсуждается свежая идея от Ксении Собчак. Светская дива в своем Инстаграме предложила ввести в излюбленных местах отдыха элиты специальный налог, который бы «отрезал» поток обычной публики. «Нищебродов не пускать!», «Простые люди мешают Собчак отдыхать» – под такими заголовками СМИ публикуют гневные статьи, обвиняя Ксению в снобизме. Но давайте разберемся по существу: сталкиваются ли с подобным дискомфортом другие состоятельные путешественники? Готовы ли они переплачивать, лишь бы заслониться на отдыхе от людей «не своего круга»?
Читайте комментарии экспертов по VIP-туризму. Делитесь своими мнениями в опросе.
Надо подсказать принцу
Сама идея этих своеобразных курортных сборов возникла у Ксении под впечатлением от поездки в Бутан. «Попала в закрытую страну невероятной красоты, – восхитилась она. – Молодой король Бутана продвигает концепт «эксклюзивного туризма»: по закону турист должен потратить (и предъявить документ) не менее 250 $ в сутки на человека плюс налог 70 $ за день пребывания. Что отрезает сразу кемпинги и кучи китайцев. В итоге – чисто и пока очень-очень красиво. Надо такой закон подсказать принцу Альберту, а то в Монако в августе фотографирующих «бохатую жизнь» стало столько, что «бохатая жизнь» в Монако раньше конца сентября и носа теперь не сует».
Понятно, король Бутана может у себя поступать как знает. Но как бы отреагировала состоятельная публика, если бы подобные требования были действительно введены в Европе или, скажем, в ОАЭ, на Мальдивах, Сейшелах и т. д.?
Богатые не видят обычных
«Наши клиенты, конечно, могли бы оплатить любой налог, но они сочли бы, что это излишне, – комментирует Екатерина Фёдорова, гендиректор «Карлсон Туризм». – Понимаете, ведь это действительно люди особого круга. Все они друг с другом знакомы, четко знают, в каких отелях надо останавливаться, чтобы оказаться в своей тусовке, посещают определенные рестораны, где по определению не могут столкнуться с публикой среднего бюджета. Они заказывают VIP-трансферы, частные самолеты и вертолеты… Словом, жалоб на засилье «обычных людей» мы никогда не получали».
Управляющий партнер ClickVoyage Наталия Головленкова добавляет, что даже публика с высочайшими запросами не стремится раздувать расходы, поэтому вряд ли идея специальных «заградительных налогов» встретила бы одобрение. «Клиент может заплатить десятки тысяч евро или долларов за тур, тем не менее он почти наверняка будет вникать, за что платит, насколько адекватны предложенные цены. Сравнит их с предложениями на Букинге. Никто сегодня не хочет переплачивать».
С этим утверждением согласна и Элина Туниева, гендиректор турфирмы Zaya Travel: «Среди наших клиентов есть как селебрити, так и люди с высоким социальным статусом, которых мало кто знает в лицо. И никто из них не пожелал бы бессмысленных расходов. Сейчас считается, что переплачивать – это дурной тон».
Похоже, инициатива Ксении Собчак не встречает поддержки в бизнес-среде, ориентированной на клиентуру с высокими бюджетами.
А как считаете вы? Надо ли принимать дополнительные меры, чтобы за границей создать для состоятельных туристов особые ареалы обитания?