Как долго туроператоры сохранят повышенные комиссии для турагентов?
Повышенные комиссии туроператоров – это тренд или временное явление? Поводом для опроса на эту тему в телеграм-канале «Крыша ТурДома» стало вознаграждение в 14–15%, которое предлагает своим розничным партнерам до 30 марта туроператор TUI Россия. Другие туроператоры не отстают, поэтому редакция решила выяснить, как долго продлятся щедрые акции.
Акция TUI, приуроченная к раннему бронированию туров в Турцию, вызвала большой резонанс. Редакции даже известны случаи, когда турагентства публиковали в соцсетях благодарности в адрес туроператора и обещали отдавать приоритет TUI Россия в продажах.
Однако, как оказалось, участники опроса в нашем телеграм-канале не питают иллюзий. 57% из 348 респондентов, проголосовавших к вечеру 25 марта, уверены, что туроператор не станет долго держать такие условия вознаграждения.
Напомним, что акции раннего бронирования туроператоры стали запускать с декабря прошлого года, сопровождая их дополнительным вознаграждением для розницы. Бонусы в той или иной степени предоставили практически все крупные поставщики, за исключением разве что Библио-Глобуса, который к февралю, наоборот, снизил комиссию за продажу туров по России и Абхазии.
От того, каким станет средний размер вознаграждения для турагентств в апреле-мае и на лето, зависит, смогут ли они компенсировать потери в зимнем сезоне – 2020/2021 и накопить жирок к следующей зиме. Справедливой планкой минимального вознаграждения многие считают 10%. Но из ответов туроператоров складывается ощущение, что они пока не готовы раскрыть все карты.
В TUI Россия на вопрос о том, какой размер вознаграждения сохранят после окончания акции, ответили так: «Наша стратегия предполагает увеличение доли на рынке, и важное место в реализации этой стратегии занимает поддержка со стороны розницы. Поэтому мы будем стремиться сохранять максимально лояльные условия по комиссии для наших партнеров-турагентов». В Coral Travel сообщили, что возможные продолжения акций с повышенным вознаграждением будут зависеть от текущей рыночной ситуации и динамики продаж. Сейчас компания начисляет дополнительные проценты за бронирование определенных отелей (14% для Турции), кроме того, действуют и другие акции (12% на Турцию по отелям, не входящим в «летнюю коллекцию», и 11% за туры по РФ).
В приватных разговорах представители туроператоров тоже говорят, что всё будет зависеть от спроса. Если он окажется ниже прогнозируемого, то акции, конечно же, продлят. Но, скорее всего, такой необходимости не возникнет. В 2021 году Турция имеет все шансы остаться безальтернативным массовым выездным направлением, где отдых не связан с серьезными ограничениями. Поэтому как только туроператоры обеспечат себе необходимые объемы продаж, уровень вознаграждения повсеместно снизится. Предвестники этого уже появились – начиная с мая туроператор «Пегас» продает популярные отели Турции из своего ассортимента по промотарифам, где агентская комиссия составляет 8%. Последуют ли его примеру другие туроператоры, вероятно, станет понятно в ближайшие недели.
Чувствуя неизбежное, агентства стремятся зарабатывать. Временный рост уровня вознаграждений, получаемых розницей, пока не привел к извечной проблеме – неконтролируемой раздаче скидок туристам. Как сообщил представитель одного из туроператоров, который вернулся из турне по регионам, после трудной зимы розница настроена использовать момент и работать с максимальной прибылью. «Раньше многие с порога давали туристам скидку 5%. Сейчас такого нет», – сообщил наш собеседник.