Интервью с Еленой Юрченко, министром курортов и туризма Республики Крым
В приемной сижу второй час: Елена Анатольевна задерживается на совете министров. Рабочий день кончается, за окном – ливень с градом. По-человечески я бы даже не удивилась, если бы прямо с совмина она поехала домой.
В приемной – очередь из других ожидающих. Подуставших и промокших, но полных решимости прорваться к министру в первых рядах. Пусть. Я пойду последней и уже проинтервьюирую по полной программе. А пока прогуляюсь по министерству.
Что здесь бросается в глаза: на входе никто не спрашивает паспорта, нет вообще никакой охраны. Заходите, люди добрые… Край непуганых птиц.
Юрченко входит стремительно. Полна энергии, выглядит на пять баллов. За полчаса решает вопросы со всеми ожидающими, и вот мы с ней тет-а-тет.
– Итак, Елена Анатольевна, вверенная вам отрасль потеряла всю украинскую клиентуру – шестьдесят процентов въездного турпотока.
– Точнее, шестьдесят пять.
– Это катаклизм. Разрыв шаблона, как сейчас говорят. Какая часть местного населения живет за счет туризма?
– Две трети граждан Крыма. От результатов наступившего сезона зависят судьбы людей, благосостояние республики.
– Какие задачи стоят лично перед вами? В одном из интервью вы сказали: «Уверена, Россия не подведет, и мы побьем прошлогодний рекорд». Звучит нереалистично.
– Речь не идет о том, чтобы принять шесть миллионов туристов, как в 2013-м. Мы стремимся увеличить численность российских гостей – с полутора миллионов до трех, трех с половиной. Вот объем турпотока, который необходим, чтобы сохранить отрасль на плаву. Чтобы штаны на нас удержались. Не слишком поэтичная, но точная и понятная аллегория.
– Задача сложнейшая. И должность у вас, извините, расстрельная.
– Так все говорят.
– Зачем вы вообще шли на это? И что лично вам грозит, если сезон все-таки провалится? Загубленная карьера?
– Какая карьера?! Мне 52 года! Если было бы 42, я, возможно, думала бы о карьере. Почему здесь оказалась я, а не кто-то другой? Наверное, отчасти потому, что желающих было немного. А мне не страшно. Я прошла такое количество расстрельных должностей, столько раз меняла свою фамилию на Матросов, что мне не страшно. Я четко понимаю, что нужно делать, и знаю: все получится. У меня есть команда, сформированная не сегодня и не мною, но полностью соответствующая параметрам военного времени. И еще моя собственная команда, которая тоже интегрирована в процесс. Сейчас у меня нет никаких сомнений в успехе. И мною движет только желание помочь.
– Вы уверены, что принять три с половиной миллиона россиян технически возможно при всех транспортных проблемах Крыма? Элементарно – аэропорт Симферополя не захлебнется трафиком?
– Конечно, аэропорт справится. Он может принимать 50 тысяч человек в сутки, полтора миллиона в месяц. Почему пока не принимает? Нет достаточного количества субсидированных авиабилетов. Ведь где мы можем пожинать основные российские турпотоки? Там, где вспахивали: Сибирь, Урал, все северные регионы. А это все дальние, дорогие перелеты. На сегодняшний день (2 июня. – Ред.) субсидированные рейсы выполняются только из Екатеринбурга. Но все скоро изменится, есть график запуска программ, вскоре россияне в массовом порядке получат доступ к экономичной перевозке. А из Москвы полетел «Добролет», дочка «Аэрофлота». Это реальный результат совместной работы правительств России и Крыма, Единой транспортной дирекции.
– Хорошо, а паромная переправа? Очереди колоссальные…
– По-разному. Вчера можно было переправиться за четыре часа, это удобоваримо. А сегодня очередь выросла до 2 км… Сейчас изыскиваются все возможности ускорить переправу. Конечно, радости большой не будет, но, думаю, удастся держать время ожидания пассажиров в пределах трех часов. Опыт показывает, что столько люди реально готовы ждать. Это приемлемо.
– Приемлемо? Три часа… Мне предстоит пройти через это послезавтра!
– Проходите. Я прохожу примерно раз в две недели, знаю, о чем речь, и отношусь ко всему спокойно.
– Так что же конкретно предполагается сделать, чтобы изменить к лучшему ситуацию на паромной переправе порт «Кавказ» – порт «Крым»?
– Разработан целый комплекс мер. Отговорюсь пока этим. Не хочется анонсировать что-то такое, что может и не получиться.
Итого по транспорту. Я уверена: при увеличении количества субсидируемой перевозки, при расширении географии полетов и планомерной работе на переправе мы справимся с задачей принять три – три с половиной миллиона россиян в этом летнем сезоне.
– Говорят, некоторые отели Крыма приостановили деятельность?
– Такие есть, их порядка 10%. Управляющие решили один курортный сезон пересидеть, подумать. Боятся рисковать. Но вы наверняка понимаете, что дефицита номерного фонда в Крыму возникнуть просто не может.
– Конечно. У большинства из тех, кто продолжил работу, наверняка будут проблемы с загрузкой. Они должны опускать ценовую планку. По мнению российских туроператоров, только так отельеры могут спасти сезон.
– Должны. Однозначно. Мы уже опустили все, что можно, – на 15–20%. А кто этого не сделал – будет стоять пустым. Я провожу бесконечные встречи, разъясняю на пальцах: ребята, если вы попытаетесь сейчас заложить в цену все возможные риски, то в результате будете рисковать больше всех.
– А туроператоры говорят, что многие базы размещения подорожали.
– Есть 150 объектов в республиканской собственности. На них мы реально можем влиять. Но есть еще 600 крупных частных объектов, 4500 мини-отелей, 14 000 предпринимателей, сдающих квартиры. В их ценообразование я просто не имею права вмешиваться.
– Хорошо. Елена Анатольевна, у меня для вас письмо. Может, вы и раньше его получали. От Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя (АТКиС). Здесь говорится о проблемах, которые возникают у предпринимателей в работе с национализированными объектами размещения. И дан список этих проблемных объектов. Вот здесь все написано: кто вообще отказывается работать с ТО, кто предоставляет низкий размер комиссии (5–10%), кто не обозначает свой статус и схемы по реализации услуг, кто приостановил деятельность из-за долгов по энергоносителям.
– Это… Не скажу, что неправда, но – неполный объем информации. Зона неясного для туроператоров знания. Например, санаторий «Орленок» и Санаторий имени Чехова – они противотуберкулезные. Как могут туроператоры вообще с ними работать? Они что, хотят продавать путевки туберкулезным больным? Этим должен заниматься только Минздрав России, централизованно. «Мисхор» заполнен, «Железнодорожник», ЦВКС им. Пирогова заполнены – знаю как и знаю кем. По многим другим объектам решаются вопросы с новыми собственниками.
Что касается долгов по энергоносителям – бред сивой кобылы. Это отдельный огромный разговор, не понимаю, почему туроператоры вмешиваются…
Понимаете, есть объекты размещения, которые сейчас голы и босы. Они были национализированы Россией, а все их деньги остались в Украине, потому что казначейство обнулило счета. Естественно, у них долги по энергоносителям, по зарплате, по всему… Это серьезнейшая проблема, сейчас мы сообща ее решаем.
Но еще раз повторю: на общих итогах сезона это не отразится. Сезон состоится.
– Вы сказали – знаете, что делать. То есть у вас есть план. Можете озвучить основные тезисы?
– Озвучу основные принципы. Как аукнется, так и откликнется. Один в поле не воин, под лежачий камень вода не течет. Не плюй в колодец. Вот на такие принципы надо ориентироваться. Все сейчас ищут чего-то нового – кризис-менеджмент, пятое-десятое. Ничего не надо. Есть исконное – наше, славянское. И общечеловеческое. Когда это внутри тебя, все получится.
***
За прекрасную организацию командировки и встречу с министром курортов и туризма Республики Крым редакция благодарит туроператоров «Дельфин» и «Ласпи».