И почём…
В предложенный на днях Госдумой пакет ответных мер на санкции США включен пункт о возможном запрете на поставки корпорации «Боинг» российских комплектующих из титана. Не станет ли подобная мера выстрелом в собственную ногу, в том числе для отечественных авиакомпаний, задействованных на туристическом рынке?
Кому больнее?
На известие о возможных ограничениях поставок титана из России «Боинг» отреагировал буквально в тот же день – выразил обеспокоенность. Как говорят эксперты, причины для этого у корпорации действительно есть – на российский рынок приходится порядка 30 % закупок. Конечно, заместить объемы можно, например, из Австралии, но переориентация на новых поставщиков потребует времени. Кроме того, из нашей страны металл идет в виде не только сырья, но и готовых комплектующих для лайнеров, в короткие сроки наладить альтернативное производство тоже непросто.
Очевидно, без ответа удар по своему авиагиганту американцы не оставят. Например, перекроют отправку запчастей для эксплуатируемых в нашей стране «Боингов», из-за чего самолеты могут просто встать на бетон. А ведь у наших ведущих пассажирских перевозчиков авиапарки в значительной степени ориентированы на лайнеры именно этого производителя, напоминают наблюдатели. Так, у «Аэрофлота» их 54, у «России», активно задействованной на туристическом рынке, – 31, а у лоукостера «Победа» из «Боингов» 737-800 состоит весь парк – 12 машин.
Эксперты авиарынка напоминают и о печальной истории первой отечественной низкобюджетной авиакомпании – «Добролет». Её уход с рынка в 2014 году, спустя лишь два месяца после старта полетов, был спровоцирован Евросоюзом. За рейс из Москвы в Крым европейским компаниям запретили предоставлять перевозчику доступ к финансовым ресурсам, а его активы в ЕС заморозили. Не исключено, что на подобный шаг в отношении других российских авиакомпаний под формальным предлогом их полетов в Симферополь, а де-факто как ответ на ограничения в отношении «Боинга», могут пойти и США. Кстати, преемник «Добролета», лоукостер «Победа», имея разветвленную сеть маршрутов по России и за границу, рейсов в Крым пока так и не ставит.
Вынужденная приостановка или серьезное затруднение дальнейшей эксплуатации «Боингов» приведет к острой нехватке пассажирских лайнеров на нашем авиарынке, предупреждают эксперты. Даже если ЕС не поддержит возможные шаги США в отношении российских эксплуатантов «Боингов», заместить американские самолеты европейскими «Аэробусами» не получится. Отечественной техникой – тем более. Самолетов Superjet 100 в парках авиакомпаний пока крайне мало, при том что это ближнемагистральные борта, а альтернативы иностранным самолетам на дальнемагистральных маршрутах нет вовсе. Дефицит лайнеров неизбежно вызовет резкий рост стоимости авиабилетов, резюмируют специалисты в области авиации.
Опыт Агаларова
Наблюдатели напоминают, что авиакомпании уязвимы еще и потому, что многие иностранные самолеты, эксплуатирующиеся в России, находятся в лизинге. И приводят в пример недавнюю историю российского бизнесмена Араза Агаларова, владельца Crocus Group. Олигарху пришлось продать принадлежавший ему бизнес-джет Gulfstream G550, чтобы срочно погасить кредит на 20 млн долларов. Американский банк выдвинул соответствующее требование после того, как г-н Агаларов попал в санкционный список США в конце января. Самолет выступал залогом по кредиту, и в случае непогашения его пригрозили попросту конфисковать.
Сходные действия американские банки могут предпринять и в отношении активов российских авиакомпаний, если лайнеры используются как залог под финансирование оперативной деятельности.
***
Окончательные решения об ответных шагах на экономические санкции США будет принимать Правительство РФ. Предложенные Госдумой меры – пока лишь рекомендации, описывающие возможные варианты. 13 апреля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заверил, что ответ России не причинит ущерба национальным интересам страны. Бизнесу, в том числе и туристическому, остается надеяться на тщательную предварительную проработку конкретных мер с участием авторитетных специалистов.