Песня о внутреннем туризме
Одна из самых громких песен года в российской индустрии путешествий – это, конечно, Крым, Краснодарский край и вообще внутренний туризм. Территория рынка, которая всегда считалась уделом скромных энтузиастов, оказалась в политическом и экономическом приоритете страны. Год назад такого никто не мог предвидеть даже с учетом приближавшейся сочинской Олимпиады.
Отечественные курорты вдруг обрели мощную PR-поддержку. Спрос на них стимулировали административными мерами и транспортными дотациями, в их пользу сложилась конъюнктура на валютном рынке… Тем интереснее подвести итоги этого фантастического сезона и посмотреть, каковы перспективы на ближайшее будущее.
Точка рекордной доходности
Город Анапа и его окрестности, где многие из нас проводили пионерское детство, летом-2014 оказались точкой рекордной доходности в сфере внутреннего туризма. На фоне общего роста клиентских потоков здесь сыграл свою роль еще один фактор: люди, которые не смогли прорваться на машинах в Крым через порт «Кавказ», оставались отдыхать в ближайшей курортной зоне – а это как раз Анапа.
В разгар сезона спрос достиг таких высот, что начались массовые случаи овербукинга.
Отельеры принимали клиентов «с улицы», отдавая им комнаты, ранее забронированные турфирмами и частными лицами. Впрочем, сказалось не только желание заработать по максимуму, но и технологические проблемы с учетом клиентских потоков.
По части овербукинга особенно отличились «Феи» - три гостиничных комплекса (десятки спальных корпусов), сообщил в интервью «ГЛ» гендиректор туроператорской компании «Мультитур» Алексей Высоканов. По его информации, масштабы перебронирования здесь доходили до 100 койко-мест за один заезд.
После такого сезона у отельеров в Анапе началось головокружение от успехов. «Хотят вернуться к системе жестких блоков и предоплат, от которой отошли много лет назад, когда гостиничный фонд курорта расширился за счет больших объемов частного сектора, – говорят руководители московских турфирм. – Как только у хозяев гостиниц все хорошо, посредники им сразу становятся не нужны».
На фоне растущих финансовых рисков туроператоры готовятся еще и к повышению цен. «Самые востребованные гостиницы могут подорожать на 15%», – говорит гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Еще к вопросу о том, каковы сейчас аппетиты предпринимателей Анапы. У Алексея Высоканова на курорте есть гостиницы в управлении под брендом «Ателика», и от одной из них он, возможно, откажется: владелец объекта собирается повысить цену аренды… в два раза.
Скромность украшает
Подорожание отдыха в Анапе приведет к тому, что часть клиентуры перебазируется в Геленджик, Туапсе – на курорты Краснодарского края, которые не были «перегреты» (хотя тоже получили добавочную загрузку). Там ожидается повышение цен лишь в пределах инфляции.
Вообще, чем дальше от Анапы на юго-восток, тем меньше ощущался ажиотаж. Кривая спроса достигала минимальной отметки в Имеретинской бухте, где после олимпийского бума наступил штиль – вплоть до октября, когда в Сочи стартовал первый российский этап гонки «Формула-1».
Под занавес сезона олимпийские гостиницы стали выбрасывать фантастические SPO. Из разряда «500 рублей с человека в двухместном номере без питания». В отеле «Азимут» 3* проживание с трехразовым питанием предлагалось за 1200–1500 рублей в сутки. «Вот если бы такие цены – да в разгар лета, то мы могли бы дать Имеретинке нормальную загрузку», – говорят руководители московских турфирм.
Особое мнение у Сергея Войтовича, руководителя компании «Свой-ТТ». Он одобряет общий тарифный курс сочинских отелей новой формации, считает, что
снижение прайсов с самого начала было бы ошибкой: не надо приучать потребителя к неоправданной дешевизне.
«И, кстати, это даже к лучшему, что свой первый сезон гостиницы отработали умеренной загрузкой. Если бы заполнились на 100%, то начались бы сбои, – отмечает эксперт. – А так люди отдышались после Олимпиады, приобрели опыт. Теперь готовы к новому сезону».
Для Красной Поляны очередной сезон начинается через считаные недели. И г-н Войтович утверждает, что Новый год во всех горнолыжных отелях был продан уже в конце октября: «Такого никогда не было. Курорт даст жару!»
Крым. Штаны на месте
Спасти сезон в Крыму после его присоединения к России – это была задача государственной важности. Елена Юрченко, крымский министр курортов и туризма, конкретизировала свою миссию так: «Вместо прошлогодних 6 миллионов туристов мы стремимся принять 3–3,5. Вот объем турпотока, который необходим, чтобы штаны на нас удержались».
Теперь уже можно констатировать, что миссия выполнена. Официальной статистики пока нет, но, по предварительным подсчетам, курорты Крыма в летнем сезоне приняли от 2,5 до 3,4 миллиона отдыхающих. Это, естественно, только россияне, украинцев здесь ждать не приходится. А в прошлом году численность наших соотечественников, проводивших отпуска в Крыму, составляла 1,5 миллиона человек.
Рост произошел точно не за счет клиентуры турфирм. Московские операторы констатируют у себя снижение продаж по этому региону – процентов на 50 как минимум. Очевидно, турпотоки удалось форсировать главным образом за счет госзаказов.
«Раньше мы не работали по Крыму – не находили общего языка с украинскими партнерами, – говорит коммерческий директор СКО ФНПР «Профкурорт» Марина Розанова. – Но в этом сезоне наши корпоративные заказчики, крупнейший их которых – «Роснефть», включили в тендеры лоты по Крыму, и мы должны были удовлетворить спрос. Общались уже не с «Укрпрофздравницей», а непосредственно с руководителями санаториев, и они проявили готовность работать в соответствии с общепринятыми стандартами – по ценам, условиям бронирования».
В целом крымский сезон прошел неровно, и проблемы с загрузкой испытывали все. Тем не менее в следующем году здесь ожидается повышение цен на гостиничные и санаторные услуги.
Как поясняет Алексей Высоканов, у которого в управлении есть крымские объекты, придется повышать зарплату персонала: «После присоединения к России ежемесячные доходы людей на госслужбе составляют минимум 30 тысяч рублей. Поэтому мы уже не найдем официанта, к примеру, за 7–8 тысяч рублей в месяц. Придется платить больше. Конечно, не 15–20 тысяч, как в Анапе, но хотя бы 10–12 тысяч. Тем более что жизнь в Крыму дорожает из-за перехода на российские поставки. Рост цен в пределах 15% неизбежен».
Марина Розанова согласна с тем, что Крым будет дорожать. Но, по ее мнению, отельеры должны очень взвешенно подойти к формированию прайсов, иначе придется опускать тарифную планку уже в начале сезона.
Много новых
Одной из главных интриг сезона считался выход на внутренний рынок крупных поточных туроператоров аутгоинга – «Библио Глобуса», Coral Travel. Ожидалось, что они быстро перекроят рынок под себя, внедрив наконец в массовом формате технологии пакетных продаж. И в процессе работы они периодически выступали с громкими релизами о том, сколько человек уже отправлено на внутренние курорты и сколько еще предстоит отправить. Но старожилы внутреннего туризма продолжают настаивать, что серьезного влияния на рынок со стороны пришельцев не чувствуют. И со стороны видно, что Россия для дебютантов – пока лишь ассортиментное направление, которое застолбили на перспективу.
И это, конечно, шаг своевременный. Даже туроператоры, специализирующиеся на штучном высокобюджетном продукте, признают для себя необходимость обратиться от Мальдив, Сейшел, Швейцарии к просторам отечества. Например, первый год активно работает по России «Ван Борк». Гендиректор компании Виктор Леонтьев поясняет, что многим постоянным клиентам, весьма обеспеченным и взыскательным, теперь «прописан» отдых на родине, приходится искать для них подходящие места. Процесс идет непросто, признает г-н Леонтьев, и самая главная проблема – человеческий фактор:
«В дорогих отелях – красивые интерьеры, красивый персонал в красивой форме, но… Не умеют у нас пока обслуживать ВИП-гостей, выучки нет. И порой приходится буквально выбивать то, что положено по договору и по стандартам сервиса».
Ну что ж, надо будет приспосабливаться – либо новым туристам к России, либо ей – к ним. Хотя… Если курорты получают дополнительную клиентуру за счет административных рычагов, а не в конкуренции, то у кого возникнет стимул повышать сервис?
Чего на самом деле хочет власть
Подытоживая сказанное, отметим: государственные мужи теперь со всех трибун подчеркивают, как важно развивать внутренний туризм.
Из выступления министра культуры РФ Владимира Мединского: «По оценкам международных агентств, россияне тратят сейчас на отдых за границей примерно 32 миллиарда долларов в год, или свыше триллиона рублей. Сумма огромная, и можно было бы представить, как бы выиграла наша отрасль, если бы часть этих денег вернулась к нам».
Административная мысль работает. И можно только предполагать, какие сюрпризы ждут внутренний рынок в следующем году.