Что смущает специалистов
5 марта, уже на следующий день после того, как на сайте Booking.com стало невозможно бронировать гостиницы на территории России, вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Ростуризму совместно с Минцифры проработать вопрос создания отечественного варианта иностранного агрегатора. TourDom.ru выяснял мнение – удастся ли сделать эффективный аналог?
Три кита
Специалисты туррынка перечисляют вопросы, которые необходимо предусмотреть Ростуризму. «При должном финансировании и привлечении команды опытных программистов разработать IT-решение вполне реально за 3–6 месяцев. Только ведь система бронирования гостиниц – это не только передовые технологии. Не менее важны организация контрактинга с гостиницами и службы поддержки клиентов. Кто будет договариваться с отелями об условиях бронирования, тарифах, спецпредложениях? А решать возможные проблемы гостей – замена номера, перенос сроков и т. д. Не Ростуризм же, которому поручено курировать проект», – говорит Сергей Войтович, руководитель туроператора «Свой ТС».
Также непонятно, будет ли государственная онлайн-площадка сотрудничать с малыми объектами размещения, станет ли она обременять себя столь сложной задачей. «Именно благодаря Booking.com и ему подобным 10–15 лет назад начали появляться и расцветать такие сегменты рынка, как хостелы, гостевые дома, мини-отели. Здесь не нужно обманываться: не было бы “Букинга” – не было бы их. У многих это был единственный значимый канал продаж. В его отсутствие эти сегменты рынка могут просто-напросто перестать существовать – самостоятельно обеспечивать продвижение и сбыт продукта многие не смогут из-за элементарного отсутствия компетенций и ресурсов», – пишет в Фейсбуке Алексей Волов (Hotel Business Academy и Hotel Business Forum). Он полагает, что успех Booking.com будет трудно повторить, однако в условиях ослабления роли онлайн-тревел-агентств (ОТА) отельерам предоставляется отличный шанс развивать продажи через свои собственные сайты: «Какая-то доля бронирований неизбежно перекочует на них, но ведь можно и усилить это направление. Время для TravelLine и Bnovo – отечественных компаний, предоставляющих гостиницам соответствующие технологические решения».
А как же конкуренция?
Эксперты опасаются, что вместо иностранного монополиста – некоторые гостиницы получали через Booking.com до 80% клиентуры – может появиться наш, российский. В таком случае придется забыть о здоровой конкуренции: частные компании – субъекты малого и среднего предпринимательства – попросту «задушит» гигант, созданный при поддержке государства. Возможно, было бы целесообразнее направить бюджетные средства, например в виде грантов, для содействия в дальнейшем совершенствовании технологий уже работающим на рынке игрокам – тем же «Островок», «Броневик», «Яндекс. Путешествия» и другим, а также системам бронирования туроператоров. Более того, у этих компаний уже налаженный контрактинг с отелями, а значит, при таком подходе удастся выиграть так важное сейчас время, ведь скоро летний туристический сезон, заместить Booking.com необходимо «здесь и сейчас».
Дитя без присмотра
Специалисты туррынка без энтузиазма относятся к большинству проектов, курируемых государством или региональными властями. Как правило, они делаются «без души». Финансовые ресурсы освоены, а вот за то, насколько удобный продукт получит потребитель, будет ли он приемлем по цене, никто не отвечает. В отличие от частного бизнеса, который рискует своими деньгами и заинтересован в успехе, подход зачастую формальный. В пример приводят платформу RUSSPASS, позиционируемую как проект Правительства Москвы. «В качестве информационного ресурса о столице и регионах – это интересный проект. Удачная интерактивная карта туров. Достойно проработана IT-часть. Но на этом преимущества заканчиваются. При практическом использовании всплывают проблемы. Например, раздел бронирования экскурсий – неопределенность в описании программ, а главное – их негарантированность. Как, например, понимать фразу “Вы посетите собор на территории Московского Кремля” (интересно, какой из трех?). А поход в Оружейную палату “зависит от расписания”. Как туркомпаниям предлагать своим туристам подобные маршруты», – делится оценкой один из специалистов.
«Турмашина» пока буксует
Эксперты считают, что если и идти по пути создания глобальной системы бронирования под эгидой государства, то это должен быть некий уникальный проект. Например, перспективы на туррынке может иметь метаагрегатор и поисковик, куда на принципах единого формата обмена данными и единой площадки для потребителей могли бы выкладывать предложения и отельеры, и перевозчики, и туроператоры. Однако удастся ли реализовать действительно работающую модель – большой вопрос. Особенно учитывая появление проекта «Турмашина». Платформа позиционирует себя и как конструктор путешествий, и сервис-помощник самозанятым, работающим в туризме. Мелким шрифтом на черной заставке основной страницы сайта написано: ресурс предоставляет возможности получения мультиязычного канала, информирования о туристическом продукте, ускорения и упрощения процесса планирования, покупки и осуществления поездки, а также обещается создание условий для повышения комфорта и безопасности туриста.
В августе 2021 года, когда только стало известно о том, что за «Турмашиной» стоит партнер Игоря Ротенберга Дмитрий Афанасенко и на проект уже выделено 335 млн руб., эксперты комментировали редакции TourDom.ru: «В любой момент от него можно ждать перехода к реализации амбициозных планов и вмешательства в существующий расклад сил на ниве туризма и гостеприимства».