Какие перевозчики – региональные? И что им за это будет?
В мае перевозчикам предложили перенести чартеры на ночное время. Эта рекомендация Росавиации вызвала в деловых кругах стресс, поскольку «воздух» рынка сейчас вообще наэлектризован. Назначенные авиакомпании продолжают теснить конкурентов; муссируется информация о возможных ограничениях для иногородних а/к в Москве. Считается, что им в первую очередь и адресована рекомендация летать по ночам.Почему вообще поднялась эта волна вокруг регионалов? Есть две версии; начнем с официальной. «Московский авиаузел перегружен, – сказал в интервью «ГЛ» советник главы Росавиации Сергей Извольский. – Из-за ремонта во Внуково более интенсивно эксплуатируются Домодедово и Шереметьево. Перевозчиков задолго до летней навигации информировали о необходимости на этот период переносить рейсы в другие города, где спрос на туры достаточно высок. Также было рекомендовано выполнять чартеры по ночам. Это временные меры для разгрузки авиаузла». Вторую версию выдвигают туроператоры и авиаброкеры, которым невыгодны гонения на иногородние авиакомпании. «Совершенно очевидно, что это часть кампании по лоббированию интересов «Аэрофлота» и «Трансаэро», – говорят «диссиденты». – На тех маршрутах, где у них нет статуса назначенных, изобретен еще один способ ограничения конкуренции – надуманная проблема с аэропортами и гонения на регионалов. На самом деле Домодедово и Шереметьево вполне справляются с текущей нагрузкой». Объективности ради отметим: руководство упомянутой авиакомпании «Трансаэро» отнюдь не считает правильным загонять все чартеры «в ночное». «Мы против этого, – заявил «ГЛ» PR-директор предприятия Сергей Быхал. – Что касается региональных перевозчиков, самое лучшее, на наш взгляд, – дать им возможность самостоятельно договариваться с аэропортами, которые могут без чьего-либо вмешательства регулировать свою загрузку. Если есть слоты в пунктах прилета и вылета – пожалуйста, летите. Мы за либерализацию рынка». Тут есть еще один тонкий вопрос: на каком основании считать компанию региональной? Росавиация в лице Сергея Извольского воздерживается от комментариев на эту тему: «Если представителям бизнеса что-то неясно, они могут официально запросить уточнений в ФАВТ». Какие же могут быть критерии? Одни эксперты считают, что вопрос в том, где предприятие зарегистрировано и платит налоги.
Но если так, ту же «Трансаэро» следует признать «иногородней»: она де-юре питерская. Или, может, все зависит от того, в каком аэропорту базируется перевозчик? Но минуточку, «Татарстан», допустим, имеет два порта приписки: казанский и московский (Домодедово). Пока суд да дело, большинство перевозчиков как-то решают свои задачи, летают, зачастую по разовым разрешениям. Реальные проблемы есть только у вышеназванного «Татарстана» и еще «Кавминводыавиа»: первого Росавиация сняла с греческой трассы, у второго подвис вопрос с полетами на Хорватию. Что касается «Татарстана», к нему у чиновников особое отношение. Под Новый год этот он устроил рынку такое шоу… «Из-за технических проблем ни один рейс не улетел по расписанию, – вспоминает Сергей Бураков, начальник транспортного отдела «Невы». – Я сам больше суток провел в аэропорту, решал проблемы туристов. Инцидент был исчерпан только благодаря вмешательству Росавиации: часть рейсов «Татарстана» выполнила Red Wings». Другие эксперты поддерживают: за такие срывы надо наказывать. Но что касается разрешений на полеты вообще… «Дайте рынку понятные критерии допуска на маршруты – говорят топ-менеджеры турфирм. – Мы должны знать, с какими перевозчиками можно работать». P. S. Когда верстался номер, «Татарстан» получил-таки разрешение на полеты в Грецию (о. Закинф) на два месяца с 15 мая. По неофициальным данным, этому содействовали самые влиятельные люди республики.