На словах все за внутренний туризм. А на деле...
Организовывать групповые экскурсии в Московский Кремль всегда было непросто. Представители турфирм регулярно ночевали перед кассами, на улице, чтобы вовремя купить экскурсионные путёвки для групп. Никто и не представлял, что может быть гораздо хуже... Обострение началось этой зимой, когда Московский Кремль ввёл систему онлайн-бронирования экскурсий.
Ситуация накалилась до такой степени, что руководители турфирм комментируют её для СМИ открыто и в резких выражениях, не опасаясь испортить отношения с музейной администрацией Кремля. «Всё давно испорчено! Публикуйте!»
Онлайн ночных кошмаров
Хуже всего в музейной администрации Кремля почему-то относятся к туроператорам, которые обслуживают группы российских туристов. По сравнению с ними компании, принимающие иностранцев, – в шоколаде. Они могут заключить с экскурсионным отделом Московского Кремля договор, для них существует специальная система бронирования, где видно, какие квоты доступны в тот или иной день.
Если же у компании отечественная клиентура, то здесь уже совершенно другой подход. «Договоры с нами не заключаются, – рассказывает Татьяна Козловская, гендиректор фирмы «Интерс-Рус». – Приходится заказывать групповые экскурсии в онлайн-системе наряду с частными лицами». Причём бронирование открывается за 17 дней до предполагаемого посещения Кремля, в полночь, и если дата востребованная – например, школьные каникулы или выходные, – то начинается кошмар. Путёвок на групповые экскурсии в систему выставляется меньше, чем надо потенциальным покупателям, и тут уж кому повезёт.
«Сажаем за компьютеры всех, кто умеет нажимать на кнопки, чтобы схватить дефицитный товар», – говорит Дмитрий Горев, гендиректор компании «Русский Ренессанс».
«Не спят наши сотрудники и члены их семей, ведутся напряжённые переговоры по скайпу, – продолжает тему Алла Векшина, гендиректор турфирмы «Четыре Сезона Путешествий». – И никогда не знаешь, удастся ли забронировать экскурсию в Московский Кремль для группового тура, который был заказан, может быть, несколько месяцев назад».
Ситуация усугубляется тем, что сама система бронирования сумбурна и сложна для пользователя, брони периодически слетают, оплаты не проходят. И никаких попыток исправить ситуацию туроператоры не видят. По словам Аллы Векшиной, у Кремля на все просьбы об улучшении системы онлайн-бронирования ответ один: у сотрудников турфирм просто руки неоттуда растут, а система – нормальная.
Предъявите детей в кассу
Дальше. Оплата принимается только по банковским картам, и на этот процесс отводится два часа после того, как была сделана бронь. Если повезло и удалось схватить несколько экскурсий, то оплачивать с одной карты получается не всегда – система может её заблокировать. (Напомним, всё это делается глухой ночью.) Желательно использовать несколько карт, оформленных на разных людей. Таким образом, приходится задействовать банковские карты менеджеров и даже членов их семей, т. е. плательщиком выступает не только сотрудник турфирмы, но и просто частное лицо, и как провести всё в налоговой отчётности – вопрос отдельный.
И это ещё не все. Хуже другое, говорят туроператоры: Кремль ввёл у себя такую новацию, как «минимальная группа». Допустим, если это детский тур, то экскурсия продаётся минимум на восьмерых детей и двоих взрослых. Если взрослый у вас один, то билет на второго всё равно придётся оплачивать. Детям вход на территорию Кремля бесплатный, но если у вас их не восемь, а, предположим, 14, то на шестерых придется брать «нулевые» билеты непосредственно в кассе. И вы должны будете их – шестерых детей – предъявить лично кассиру.
Запутанное дело? Да. Понять лучше даже не пытайтесь, а просто представьте себе: зимние каникулы в Москве, мороз –20, детскую группу доставили к Кремлю за 45 минут до начала экскурсии (такие правила!), и нескольких маленьких туристов надо вести в кассу – для того, чтобы взять для них бесплатные билеты...
Можно было бы рассказать и о других кремлёвских безумствах, но давайте лучше поставим вопрос: почему сформировалось такое отношение к туроператорам по внутреннему туризму? И главное, к их клиентам?
Версия первая. В Кремле не хватает экскурсоводов и просто физически невозможно обслужить всех желающих. Предположим, но тогда разрешите обслуживать наших соотечественников аккредитованным гидам, которые водят в Кремль иностранные группы, предлагает Татьяна Козловская. Почему с иностранцами их пускают, а с нашими – нет?
Версия вторая. Коммерческие турфирмы, которые десятилетиями принимают в Москве российских туристов, хотят вообще отстранить от этого бизнеса. «Говорится же на разных совещаниях, что будет создана специальная госкорпорация по внутреннему и въездному туризму... Может быть, в этом всё дело?» – размышляют эксперты.
Почему боятся В. Кобрину
Версия третья. «Кобрина Валентина Михайловна, начальник экскурсионного отдела Московского Кремля. Я ей лично уже не раз высказывал, что думаю о её работе, и ещё раз повторю, – говорит Дмитрий Горев. – Она считает себя там хозяйкой, распределяет дефицитные блага по своему усмотрению. И все её боятся, особенно туроператоры, которые принимают иностранцев, ведь им-то есть что терять. А нам уже нечего. Я 30 лет работаю в сфере внутреннего туризма, в том числе занимаюсь патриотическим воспитанием детей, показываю им столицу нашей Родины. И Кобриной меня не запугать».
«Мы поднимали этот вопрос в Министерстве культуры, в Общественной палате, на всех доступных уровнях, – подытоживает Татьяна Козловская. – Может быть, публикация в СМИ получит какой-то отклик?»
Посмотрим. А пока в турфирмах с ностальгией вспоминают прежние времена. «Мы 15 лет, как бичи, ночевали под стенами Кремля в очередях за экскурсионными путёвками, – говорит Алла Векшина. – И ночевали бы дальше. Но теперь ситуация такая, что приходится просто вычёркивать из программ экскурсии в Московский Кремль. Так и пишем: посещение по возможности».
Немая сцена. А впереди весенние каникулы.