Останутся ли турагентства не у дел?
Покупать туры непосредственно у туроператоров стало не сложнее, чем товары в интернет-магазинах: за каких-то два-три года сайты стали удобнее, а покупки – выгоднее. Уход туристов к туроператорам теперь едва ли не более серьезная проблема для турагентств, нежели бегство в самостоятельное бронирование. Тема была вынесена на обсуждение в группе «Трэвел Президиум» на Фейсбуке и собрала множество откликов. Какие перспективы у туристической розницы?
Бери не хочу
Разделы для частных лиц с возможностью онлайн-бронирования появились на сайтах крупных туроператоров не вчера. Однако угрозу собственному бизнесу туррозница ощутила именно сейчас, спустя несколько лет.
Причин несколько. В нынешней непростой ситуации на туристическом рынке туристы стремятся исключить посредников при приобретении туров. Руководствуются простым аргументом: чем короче цепочка от продавца к покупателю, тем меньше рисков. На фоне недавних туроператорских крахов некоторые предпочитают не отдавать выбор поставщика турпродукта на откуп турагентству. Обращаются напрямую к «надежному», по их собственному мнению или по словам друзей-знакомых, туроператору. В случае ошибки пенять, кроме как на самих себя, не на кого, и их это устраивает.
Следующий момент – качество сервиса. Прямым клиентам туроператоры часто отдают приоритет – и лучшие места на чартерном рейсе выделят, и пожелания по номеру в отеле в первую очередь учтут, – приходят к выводу участники дискуссии в группе «Трэвел Президиум». Причина очевидна: «С тура, проданного напрямую, прибыль в разы больше, чем при реализации через турагентство», – отмечает Александр Тепляков.
Весомый аргумент – удобство и выгодность оплаты. «Многие туроператоры выставляют счет частникам только после подтверждения тура», – поясняет Анна Филатовская. Кроме того, широко используются рассрочки, бонусные программы банков-партнеров и т. д. Эксперты обращают внимание на сайт одного из крупных игроков рынка, где прямой покупатель может рассчитывать и на кэшбэк от Альфа-Банка или Тинькофф, и на 5 % от стоимости путевки бонусами «Спасибо» от СБ РФ, и на скидки по промокодам, и на оплату частями в течение трех – шести месяцев.
А Дмитрий Гулякин приводит в пример случаи, когда туристам проблемного туроператора «Натали Турс», оплатившим путевки картами на его сайте, удавалось оформить чарджбэк. При отсутствии средств на счете турфирмы международные платежные системы могут списать деньги у самого банка, эмитента кредитной карточки, поясняет эксперт.
Рост интереса к прямым онлайн-бронированиям у туроператоров объясняется и тем, что при покупке стандартных пакетных туров путешественники стали реже нуждаться в консультациях. Перед многими вообще не стоит проблема выбора – едут в гостиницы, полюбившиеся по прошлым поездкам. Уже хорошо освоили и популярные сайты отзывов, а при необходимости всё отлично подскажут в туроператорских отделах по работе с туристами, добавляет Tatiana Kudak.
Что ждет турагентов?
Участники обсуждения вовсе не склонны предрекать скорую кончину розничному турбизнесу. Тревожит сама тенденция к активизации прямых бронирований через туроператоров. Однако их доля в совокупном объеме продаж даже у самых высокотехнологичных игроков пока по-прежнему невысока – не более 10 %, говорят наблюдатели.
Но повод задуматься о своих более отдаленных перспективах у турагентств, безусловно, есть. «Самые простые и массовые турпакеты выгоднее продавать онлайн и без лишних посредников, поэтому в части стандартных туров рынок и дальше будет смещаться в сторону прямых бронирований», – отмечает Сергей Дельсаль. Розничным турфирмам, сводящим свою работу преимущественно к подбору наиболее доступных по цене предложений, становится всё труднее удержаться на рынке. Как полагают эксперты, хорошие перспективы имеют два пути: либо дальнейшая автоматизация – развитие в качестве ОТА (онлайн-трэвел-агентства), либо персонификация – турагентство занимается не банальной перепродажей услуг, а выступает как профессиональный организатор отдыха.
Кстати, актуализация своей роли на туррынке – насущная проблема розничных турфирм не только в нашей стране. Не так давно одна из ассоциаций турагентств США преобразовалась в сообщество трэвел-консультантов. Главной задачей декларируется создание value added services – «дополнительных ценностей», предлагаемых туристу. Становятся всё больше востребованы «семейные турагенты» типа личного доктора или адвоката. К ним обращаются за профессиональной консультацией по организации отдыха, услуги могут стоить до 500 $. Правда, применима ли у нас подобная модель, рассчитанная на обеспеченную путешествующую публику, – большой вопрос.