Кризис на рынке труда перерастет в борьбу за исчезающих клиентов
Эксперт в области управления гостиничными активами и инвестициями Роман Еремян опубликовал на своей странице в Фейсбуке подробный разбор причин нехватки сотрудников в сервисных отраслях, включая туризм. По его мнению, всему виной демографическая яма, которая очень скоро уменьшит и спрос на туристические услуги. Мы публикуем этот пост с разрешения автора.
Все жалуются на то, что в сервисных отраслях не найти персонал, людей просто нет. Денег, которые им могут платить даже всякие сервисы – доставки, такси и прочая фигня, отели и рестораны платить уже почти не могут, и все гадают, что случилось. Конечно, все говорят об оттоке иногородних и мигрантов. Но, если обратиться к данным Росстата, картина резко упрощается.
Мы уже вошли в демографическую яму, в которой наслоились спады рождаемости во время Великой Отечественной и в 90-х годах, и в России людей в группе возрастов 18–30 лет на 30–40% меньше, чем было в 2011 и 2016 годах.
Эта яма по нехватке молодых будет увеличиваться и дальше и достигнет пика в 2026 году, постепенно выправится только к 2035 году.
Ближайшее десятилетие число россиян в возрасте 20–35 лет сократится на 30–45% по сравнению с 2016 годом.
А затем (в 2026–2031) на смену этому малочисленному поколению придет новое, более многочисленное поколение и постепенно станет полегче, но зато те, кому сейчас 18–35, перейдут в разряд наиболее активных потребителей.
А их, как мы уже выяснили, будет на 30–45% меньше, чем в 2016 году. И потреблять услуг и товаров они тоже будут меньше.
В это же время достаточно многочисленная группа населения, которой сейчас 30–45 лет, сместится в сторону 40–55 лет. И там будет основное число потребителей. Готовьте идеи продуктов, идеи инфраструктуры уже сейчас. Ну и вопрос остается: как вы собираетесь конкурировать зарплатами за персонал со всякими сервисами доставок, такси и прочей ерундой, где требования к людям и квалификации неизмеримо ниже, а зарплаты выше, если рентабельность бизнеса будет и дальше сокращаться, а потом еще и количество потребителей в активных возрастах скукожится на 30–40%?
И, ради бога, объясните мне, каким образом при этом собираются развивать «внутренний туризм» при таком сокращении сначала трудовых ресурсов, а потом и потребителей на внутреннем рынке? По подписке продавать поездки в глэмпинги? А когда палатки станут не по карману тем людям, которые не могу уехать за рубеж в отпуск, перейти на землянки? Землянкинг?
А здесь предлагаю посмотреть на свежие данные Росстата, АСВ и ЦБ о распределении заработных плат и сбережений нашего населения – там тоже все очень наглядно про внутренние ресурсы потребления излишеств.
***
А еще в ближайшие 10 лет нас ждет резкое увеличение количества детей дошкольного и школьного возраста – до 48% по отдельным группам возрастов. И это означает, что либо надо ударными темпами строить детсады и школы и готовить педсостав, либо будут группы и классы по 50 человек или учиться все будут в 2–3 смены. Ну и спрос на детские товары подрастет, конечно. Чего не случится с доходами родителей.