В новом году ожидается больше экзотики и Европы
Туроператоры аутгоинга ежегодно отчитываются о 10–50-процентном приросте объемов на своих ключевых направлениях. Постепенно осваиваются новые страны или курорты, и все же по ассортименту пакетных туров даже Москва пока проигрывает Европе. В каких направлениях будет развиваться выездной туризм? Этим вопросом накануне Нового года озадачился корреспондент «ГЛ».
Рио реален
Опрошенные эксперты считают, что расширится география пляжных и экскурсионно-познавательных туров. Один из векторов роста будет определяться активностью авиакомпании «Трансаэро», которой надо отбить вложения в дальнемагистральные Боинги-747.
Именно поэтому большое будущее на нашем рынке прочат экзотическим направлениям, например, Южной Африке и Маврикию. Дело в том, что еще до наступления нового года «Трансаэро» на регулярной основе организует первый рейс по маршруту Москва – Йоханнесбург – Порт-Луи (Маврикий). Еще одна новая программа авиакомпании в 2008 г. соединит Москву с Гонконгом и Сиднеем. Есть планы наконец-то перевести в более или менее массовый формат Бразилию. «Переговоры на эту тему ведутся уже пару лет. Проблема в том, что в Рио из Москвы без посадки не долетал ни один тип самолетов, приходилось делать «привал» в Лондоне. Теперь же в парке все той же «Трансаэро» появился Боинг-747-400, превосходящий по «дальнобойности» уже имеющиеся Боинги-747-200. «Программа полетов в Рио-де-Жанейро принята перевозчиком к рассмотрению и должна начаться в августе», – сообщил корреспонденту «ГЛ» Андрей Кузнецов, руководитель компании ЮЖНЫЙ КРЕСТ. По словам г-на Кузнецова, его фирма взяла блоки мест на перечисленных рейсах.
Увеличению турпотока в экзотические страны может также способствовать конкуренция между глобальными международными альянсами – Sky Team, Star Alliance, Oneworld. Они стремятся расти за счет присоединения российских авиакомпаний, соответствующие предложения сейчас рассматривают как минимум два перевозчика – KrasAir и ГТК «Россия». По словам Дмитрия Горина, генерального директора «Инна тур», борьба за наш рынок стимулирует транснациональные ассоциации предлагать больше интересных тарифов на своих рейсах в Аргентину, Чили, Перу со стыковками в крупных европейских хабах. А значит, повышается конкурентоспособность этих стран на рынке туристической экзотики.
Что касается более близких и массовых направлений, то эксперты прогнозируют появление маршрутов в новые регионы Индии. Этому будет способствовать нехватка отельной базы в уже раскрученном Гоа. Альтернативой упомянутому курорту может стать, например, штат Орисса на побережье Бенгальского залива. «Место действительно классное! – признает Виктор Чекалин, директор компании «Гоа тур плюс». – По степени экзотичности Орисса даже превосходит Гоа. Там сохранилось много древних индуистских храмов, а значит, и экскурсионные возможности более широкие. Однако для организации чартера нужен пул туроператоров, готовых разделить риски».
Игроки также присматриваются к Оману, расположенному по соседству с переполненными и необоснованно дорогими Арабскими Эмиратами. Некоторые считают султанат альтернативой курортам ОАЭ, но звучат на сей счет и скептические высказывания. «Не вижу в Омане плюсов, – говорит Алексей Сергеечев, вице-президент компании «ИнтАэр». – Так же как и в Катаре, там мало гостиниц, плохо с шопингом и развлечениями, и туристам придется безвылазно находиться на территории отелей».
Перспективных и недостаточно освоенных направлений, по мнению туроператоров, еще очень много даже в Европе. Это, например, острова Греции или Лазурный Берег Франции, который ошибочно считают местом исключительно дорогого отдыха. «Российский рынок настолько емок и разнообразен, что через несколько лет будет задавать тон всем другим. Европейцы скажут – вон, русские летают на этот остров, чем мы хуже?» – считает Андрей Кузнецов. Хочется разделить его оптимизм, но пока можно только позавидовать западным туристам, которым предлагается гораздо более богатое и сбалансированное меню путешествий.
Чем «кормят» евротуриста
Чтобы оценить разницу ассортимента европейских и российских турфирм, достаточно зайти на один из самых авторитетных и посещаемых туристических порталов в мире – Expedia.com, а конкретно, на его британское «зеркало». По сведениям этого ресурса, в ноябре, когда готовилась данная публикация, только перечень специальных рождественских шопинг-пакетов, предлагаемых жителям Лондона, включал короткие авиатуры в десяток городов Европы. Полный же спектр предложений на уикенд был вдвое шире и охватывал территорию от Риги до Рейкьявика. Аналогичных программ из Москвы сравнительно мало: на регулярной основе туроператоры предлагают в таком формате разве что Париж, Прагу, Милан или Стокгольм с Хельсинки.
Этот факт, разумеется, можно объяснить объективными причинами и прежде всего – длительными сроками оформления виз в Европу, что мешает развиваться рынку коротких городских туров.
Однако «провал» в ассортименте виден и в сфере пляжных программ продолжительностью 7–14 дней. На том же Expedia.com в разделе «Африка» в ноябре продавались недельные турпакеты в совсем уж экзотическую Гамбию (от 289 фунтов стерлингов), 10-дневные в Кению (от 500 фунтов). Разумеется, в наличии были и Тунис с Марокко, и Египет, причем с рейсами не только на курорты Красного моря, но и в экскурсионный центр – Луксор. Желающие съездить куда-нибудь на Карибы могли кроме привычной нам Доминиканы выбрать поездку с прямым перелетом на острова Аруба, Ямайка, Барбадос, Антигуа и Барбуда. Да что там Карибы, даже Канары британский портал делит на четыре направления: Тенерифе, Гран-Канария, Лансароте, Фуэртевентура. Каждый остров – с прямой перевозкой из Лондона и своими турпакетами.
Отставание российских туроператоров по части ассортимента подтверждают и их собственные дистрибьюторы. Александр Преображенский, руководитель агентства «Магазин путешествий», отмечает, что в Голландии ему попадались брошюры, рекламирующие турпакеты с прямым перелетом на о. Занзибар (Танзания). Во время своей работы в Швейцарии г-н Преображенский участвовал в не менее экзотической поездке. «Туроператор Kuoni ставил чартер на Фиджи: мы летели 27 часов!» – вспоминает эксперт. По его словам, европейские игроки, осваивая какое-то направление, смело кооперируются: «Есть варианты интернациональных чартеров, когда операторы Люксембурга, Голландии, Франции грузят рейсы вскладчину».
Тем не менее уже существуют сферы, в которых ассортимент российских ТО не хуже, чем у их западных коллег. Это, например, горнолыжный туризм. Андрей Заболотных, заместитель директора компании «Асент Трэвел», смог назвать только одно европейское горнолыжное направление, которое почти не известно в России – курорт Копаоник в Сербии. Все остальные регионы катания у нас представлены широко.