Турагенты пожаловались, туроператоры ответили
Что творится с рекламными турами? Мало того, что они дорожают, так еще и попасть трудно. Эту тему в «Трэвел Президиуме» затронула независимый турагент из Москвы Галина Мисюра. Ее обращение поддержали другие участники розничного рынка. Редакция HL собрала список их претензий и попросила туроператоров ответить на каждую. Вот что из этого получилось.
Что не нравится турагентам?
Одна из основных претензий розницы – это состав участников, а точнее, правила отбора в рекламные туры. По их мнению, туроператоры стали относиться к формированию групп предвзято. Не то что было каких-то пять лет назад. Молодых, начинающих менеджеров, которым нужно набираться опыта, не берут в поездки только потому, что они не продают то или иное направление. «А как же им тогда набираться знаний?» – возмущаются участники обсуждения. Еще одно обвинение в адрес поставщиков – якобы в интересные туры не пробиться, «старичкам» со стажем отказывают по неизвестными причинам. А потом выясняется, что в рекламники вместо них едут «дачники». Так турагенты называют случайных людей, которые пробились в поездку благодаря знакомству или еще хуже – взятке. «Может, отделы по работе с агентами так себе копеечку на бутер с маслом зарабатывают?» – спрашивает у коллег инициатор дискуссии. По ее мнению, логичнее была бы другая ситуация: рынок турагентств сокращается, группы не набираются. Сейчас же, наоборот, чаще всего мест нет.
Не устраивает турагентов также ассортимент предложений туроператоров. На интересующие направления не пробиться: «Все операторы в этом году, как сговорившись, предложили строго по одному турецкому рекламнику в руки», – с досадой отмечает один из комментаторов. Кому-то «Пегас» отказал в рекламном туре в Мексику, где-то Coral «зажал» Фукуок. Настоящим яблоком раздора стала Гамбия – судя по всему, многим хотелось протестировать экзотику на себе.
И последнее, что беспокоит представителей розницы, – это стоимость рекламных туров и их рентабельность: «Где та планка цены, после которой о их рентабельности можно забыть?» Дискуссия могла бы накалиться еще больше, если бы ее не уравновешивали единичные сообщения в защиту туроператоров. Ряду турагентов в этом году повезло – им даже пришлось отказываться от поездок, не поместившихся в график. Другие высказались в защиту рентабельности – ведь оплачивая рекламный тур, турагент делает инвестицию в свое обучение.
Что ответили туроператоры
Основные камни этой дискуссии летели в огород массовых туроператоров по следам недавних рекламно-ознакомительных и гранд-туров. Больше всего претензий к «Пегасу» и Coral Travel. В обеих компаниях признали – отбор агентств действительно стал более строгим, как раз с целью не допустить участия в поездках случайных людей. При этом руководитель отдела по связям с общественностью Coral Travel Марина Макаркова отметила, что попасть в рекламный для реально работающего агентства не стало сложнее: «Для тех, кто сотрудничает с нашей компанией, это достаточно стандартная процедура». Это же подтвердила генеральный директор «Пегаса» Анна Подгорная: «В рекламные туры мы берем успешных продажников либо перспективных новичков. В конечном итоге решение насчет конкретных сотрудников принимаем даже не мы, а руководители агентств». Эксперт уточнила, что туроператор, прежде всего, смотрит, как агентство исполняет свои финансовые обязательства перед поставщиком. Никаких возрастных или личностных цензов нет, существование «мертвых душ» или «дачников» Анна Подгорная исключила. Какой-то специальной дифференциации на новеньких и «старичков» туроператоры не отметили, но обычно активных продажников в рекламных турах больше, чем турагентов с минимальным стажем. «В процентном соотношении по составу это выглядит так: 70 % плотно сотрудничающие, 30 % новички», – уточнила ведущий менеджер по связям с общественностью TUI Россия Татьяна Коршунова.
Что до ассортимента, то опрошенные HL эксперты признали: рекламно-информационные туры, как и сам рынок, развиваются и трансформируются. В Coral появились такие понятия, как лайт-тур и тур с усиленной обучающей программой. Возникают форматы, близкие к рекламникам, например, гранд-туры – массовые мероприятия, куда оператор приглашает руководителей турагентств, на таких мероприятиях присутствуют директора Coral Travel. Последний как раз проходил на Фукуоке. В TUI Россия появился еще один особенный тип туров – бизнес-трипы по интересным регионам России. Партнеры компании уже съездили в Северную Осетию, Карелию, на Камчатку и Сахалин.
Туроператоры стали предлагать больше экзотики, чтобы раскрутить новинки и малоизвестные направления. Совсем недавно турагенты съездили в Гамбию с Coral, скоро планируется выезд в Калабрию с TUI. В «Пегасе» признали, что в ближайшие несколько лет участники розничного рынка будут наблюдать сокращение ассортимента рекламников: «Нам интереснее показать рознице один раз экзотику, чем несколько раз подряд отправлять в Турцию». Естественно, что много выездов, например на Ямайку, поставщик организовать не может, сокращаться на таких направлениях будет и количество участников. А тех, кто поедет, ждет более строгий отбор, чем-то и вправду похожий на кастинг.
Единственное, на что не могут повлиять ни турагенты, ни поставщики, – это стоимость рекламных туров. Туроператоры признали, что их цена в валютном эквиваленте практически не изменилась, если не брать в расчет экзотические страны, которых раньше вообще не было. Рублевые прайсы на рекламники растут так же стремительно, как меняется курс национальной валюты, и здесь уже каждый участник рынка сам должен принимать для себя решение, насколько рентабельна та или иная поездка в зависимости от своей клиентской базы и продаваемых направлений.