В России снова предлагают учиться регулированию турбизнеса у Казахстана
В турагентском сообществе продвигают идею законодательной инициативы: запретить туроператорам продавать туры напрямую туристам, фактически обязав их делать это исключительно через розничных партнеров. Авторы иногда ссылаются на опыт Казахстана, где принята именно такая модель. Мнения юристов по поводу того, реализуема ли она в России, разошлись.
Почему турагенты против
Высказываться за законодательное ограничение прав поставщиков турпродукта туррозницу, по всей видимости, заставляет постоянно снижающийся размер комиссии. Еще 5–7 лет назад туроператоры по выездному туризму платили турагентам 10% от стоимости реализованных туруслуг, а сейчас – 6%, от силы 7%. Выживать при таких ставках реально только за счет солидных объемов, а на большее можно рассчитывать разве что при продаже туров по России. Если бы туроператоры не имели возможности работать с туристами напрямую, это стимулировало бы их увеличивать вознаграждение рознице. При этом надо признать: поставщики, как правило, сами работают на грани рентабельности, поэтому и сокращают издержки, в том числе за счет выплат турагентам.
В публичном поле тему прямых продаж туроператорами в очередной раз поднимали 1 марта, на стратегической сессии Российского союза туриндустрии (РСТ). «Если розничным туркомпаниям не разрешено формировать турпродукт, то нужно “зеркально” запретить туроператорам прямые продажи туров, как это сделано в Казахстане», – эмоционально призвала турагент Диана Фердман (См. видеозапись сессии с 00:50. – Ред.).
Юрист Мария Чапиковская поделилась мнением, как это можно было бы осуществить законодательно: «Внести в закон изменения в части невозможности туроператоров заключать прямой договор с туристами. Уточнить понятие “реализация турпродукта”, подчеркнув, что это – прерогатива турагента». При этом она отметила, что без должных мер контроля никакие корректировки законодательства работать не будут. Поэтому юрист предложила оговорить меры ответственности, как это, например, предусмотрено в случае невнесения туроператором сведений в ГИС «Электронная путевка».
Опыт Казахстана: что не так
Запрет для туроператоров продавать туры напрямую туристам еще с 2017 года действует в Казахстане. Вот что указано в законе, регулирующем туризм в этой стране: «Туроператор в сфере выездного туризма осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта исключительно через турагентов. Турагент при реализации туристского продукта, сформированного туроператором в сфере выездного туризма, обязан выдать туристский ваучер».
По оценке Инны Рей, руководителя фонда «Туристик Камкор» (его функции сходны с теми, что в РФ выполняет Ассоциация туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». – Ред.), модель неплохо зарекомендовала себя в Казахстане. «Как показала практика, туроператоры в большинстве своем даже не пытаются воспользоваться очевидной “лазейкой” для обхода запрета на прямые продажи путем создания дополнительного юрлица в статусе турагента. Это им попросту невыгодно. Ведь в этом случае придется нести издержки по содержанию аффилированной компании. У нас лишь один крупный туроператор сохранил собственную розничную сеть, все остальные предпочли сотрудничать с независимыми турагентами», – рассказала HotLine.travel Инна Рей.
Вместе с тем основатель юридического агентства «Персона Грата», вице-президент РСТ Георгий Мохов, который в свое время оказывал экспертную помощь коллегам из Казахстана в разработке туристического законодательства, считает, что казахский опыт совершенно неприменим в нашей стране. Причин несколько. В Казахстане изначально была принята кардинально отличная от российской модель работы туррынка: есть разделение на «рядовых» туроператоров и туроператоров-фрахтовщиков – заказчиков чартерной перевозки, совершенно по иному принципу устроена система фингарантий – система гарантирования прав туристов на случай неисполнения обязательств туркомпаниями пополняется за счет отчислений с каждого проданного тура и т. д. Для того чтобы внедрить казахскую модель у нас, необходимо перестраивать с нуля все принципы организации и регулирования туррынка. Кроме того, нельзя не учитывать совершенно несопоставимые масштабы турбизнеса: в Казахстане всего около 380 туроператоров (34 – по выездному туризму и чуть больше 300 – по внутреннему и въездному), а не почти 4,5 тыс., как в России.
Идею запретить туроператорам продавать свой собственный продукт туристам Георгий Мохов считает неосуществимой в рамках действующего в РФ законодательства: «Это невозможно даже теоретически, так как предполагает ограничение свободы предпринимательства и конкуренции. Никаких законодательных инициатив на этот счет не готовится и не планируется ввиду их абсолютной бесперспективности».
Турагенты хотят больше прав
По итогам стратегической сессии участники подготовили резолюцию. В число задач под п. 11 включили весьма обтекаемую формулировку: «Разработка условий по регулированию прямых продаж туроператоров по выездному туризму без нарушения прав турагентов». Как видим, никакого требования «запрета» в ней уже не содержится.
Возможно, это объясняется тем, что в РСТ входят как розничные продавцы, так и поставщики турпродукта. Последним выступать за законодательное ограничение собственных прав – не что иное, как «пчелы против меда». Да и вообще сам подход, при котором одни участники рынка пытаются диктовать свою волю другим и настаивают на ограничении их деятельности, выглядит странно. Тем не менее в резолюции присутствуют и другие спорные пункты. Турагенты, например, хотят получить возможность формировать туры, заказывая для туристов отдельные туристические услуги, но не вступать в реестр и не платить при этом за фингарантии, как это делают туроператоры. При этом настаивают, чтобы государство наказывало тех, кто занимается турагентской деятельностью, не имея записи в федеральном реестре.
Откликнется ли государство в лице Минэкономразвития на предложения турагентов – участников сессии РСТ – пока непонятно. Работа над новым отраслевым законом ведется, однако в Госдуме уже говорили, что всерьез менять его в плане требований к туроператорам не планируют. Тем не менее, очевидно, что основные понятия в законе, принятом еще в 1996 году, устарели. Поэтому не исключено, что в новом варианте в качестве участников рынка включат не только туроператоров и турагентов, но и некую промежуточную форму предприятий, формирующих и продающих туры на базе регулярной перевозки, а также конкретизируют статус агрегаторов туристических услуг.