Когда туроператор компенсирует непредвиденные убытки за счет розницы – это правильно?
В розничной среде снова эмоционально обсуждается комиссионная политика туроператоров. Повод – сделанное на прошлой неделе заявление TUI Россия о том, что верхняя планка вознаграждения дистрибьюторам снижается с 14 до 11 %. Многие уверены, что это обусловлено убытками туроператора из-за краха «ВИМ-Авиа». И поскольку наряду с TUI серьезные финансовые потери несут другие поставщики, возникает вопрос: имеет ли туроператор моральное право в подобной ситуации делить свои риски с розницей?
Кстати, в руководстве TUI Россия не подтверждают версию о том, что снижение комиссии могло быть спровоцировано убытками из-за «ВИМ-Авиа». В общем-то, ни одна компания не обязана публично раскрывать мотивы тех или иных решений. Но Али Микаилов, директор по управлению продажами TUI, сделал разъяснение: новации обусловлены стремлением сделать агентскую политику максимально прозрачной – отменить бест-прайс и промотарифы. В TUI говорят, что решение об изменении мотивационной схемы для агентств было принято 15 сентября, а проблемы с «ВИМ-Авиа» начались 25-го.
«Проблемы эти, на самом деле, возникли еще в июне, когда стало ясно, что авиакомпания не справляется с объемами заявленных чартерных программ, и туроператорам пришлось экстренно искать альтернативную перевозку, – уточняют наблюдатели. – И к сентябрю уже было ясно, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» сильно подпортила заказчикам общую экономику сезона. Это вполне могло послужить причиной изменения комиссионной политики туроператора».
«По самым скромным подсчетам, потери TUI составили 2 млн долларов. Как хотя бы частично их компенсировать? Только за счет розничных партнеров», – рассуждает Алексан Мкртчян, руководитель сети «Розовый слон». Вполне возможно, что события минувшего сезона побудили руководство компании по-новому взглянуть на вопрос доходности, комментирует Андрей Вершинин, гендиректор «Слетать.ру».
На вопрос о том, насколько это, в принципе, допустимо для туроператора – делить свои коммерческие риски, опрошенные корреспондентом HotLine.travel представители розницы ответили весьма дипломатично. «Как руководитель агентской сети я, конечно, не приветствую такой подход. Но если бы я был директором туроператорской компании, то вполне мог бы его применить, – признает Алексан Мкртчян. – Кому будет лучше, если очередной гипотетический производитель туруслуг не выдержит финансовой нагрузки? Все от этого только проиграют, и турагенты – в первую очередь. От кого же туроператору ждать финансовой поддержки? Государство ни рубля не даст, это доказано на опыте, хотя в моменты различных форс-мажорных ситуаций в туротрасли власть обещала какие-то компенсации».
Андрей Вершинин предлагает смотреть шире и признать, что снижение агентской комиссии – общий тренд рынка, туроператоры делают это под теми или иными поводами, стараясь меньше раздражать розницу. Но со временем мы придем к тому, что комиссия вообще обнулится, как в авиации, убежден эксперт. Дистрибьюторам надо будет вводить некий сервисный сбор или же зарабатывать на продаже дополнительных услуг. Так что возмущаться смысла нет, рассуждать на этические темы – тоже, резюмирует Андрей Вершинин.
Другие туроператоры, которые наряду с TUI пострадали от краха «ВИМ-Авиа», сообщили, что условия работы с розницей менять не планируют. По словам Сергея Толчина, заместитель гендиректора «НТК Интурист» всё остается как есть – базовая минимальная ставка 9 %, максимальная – 11 % (на уровне TUI). В том же ключе высказался Александр Цандекиди, гендиректор «Музенидис Трэвел». По его словам, в «Музенидисе» недавно состоялось совещание, решено на 2018 год сохранить действующие ставки. «Если на рынке не произойдет никаких катаклизмов», – делает оговорку Александр Цандекиди.
Мы предлагаем читателям поделиться своими мнениями по теме этой статьи – высказывайтесь в комментариях и участвуйте в опросе.