Надежды и опасения на старте лыжного сезона
Метеорологи полагают, что зима-2007/08 в Европе будет снежной. А значит, работникам коммунального хозяйства и туроператорам горнолыжных направлений светит перспектива поработать в поте лица. Вряд ли первые этому обрадуются, зато вторые от души надеются, что прогнозы подтвердятся, ведь их доход напрямую зависит от объема выпавших осадков. «Если на популярных курортах сложатся хорошие условия для катания, – говорят они, – то сезон пройдет успешно. Несмотря даже на неудачный календарь, косность хотельеров и непомерные аппетиты авиаперевозчиков».
Он постарается!
Эксперты единодушны: в этом году рынок горнолыжного туризма должен вырасти. По самым скромным прогнозам на 15–20%, а при хорошем раскладе и на все 30. Скажется эффект отложенного спроса после прошлой малоснежной зимы, подтянутся клиенты-новички, особенно в регионах, где каждый год расширяется география чартерных направлений. «Плюс еще и Сочи с Олимпиадой-2014, – добавляет генеральный директор PAC Group Илья Иткин. – Это отличная реклама отдыху в горах. В ближайшие семь лет все, что связано с зимними видами спорта, будет очень быстро развиваться».
Туроператоры с удовлетворением отмечают возросшую глубину продаж на альпийских курортах. «В середине сентября у нас уже было много броней на февраль и март – их количество почти в десять раз превышало прошлогодние показатели», – радуется коммерческий директор «Джет Тревел» Максим Приставко. Илья Гуральник, директор горнолыжного департамента КАПИТАЛ ТУР, также говорит о ранней потребительской активности, характерной для этого сезона: «В сентябре мы оформили в два с половиной раза больше заявок, чем за тот же период 2006 г.».
По мнению операторов, первыми купили путевки убежденные приверженцы лыж, которые традиционно предпочитают горы любому другому виду отдыха. «Вообще, горнолыжники – народ постоянный, они стараются минимум раз в сезон выбираться на склоны, – говорит вице-президент Ланта-тур вояж по продвижению турпродукта Татьяна Коршунова. – Самое приятное для агентов, что, как правило, такие туристы становятся их постоянными клиентами и к тому же путешествуют большими компаниями».
Впрочем, эксперты полагают, что и в ходе сезона поток заявок останется весьма интенсивным. «Среди наших клиентов достаточно много людей, которые определяются с отдыхом в последний момент. Они опасаются: сейчас заплатишь, а потом личные обстоятельства изменятся или снега не будет, – поясняет заместитель директора по туризму компании «Эрцог» Александр Широков. – К тому же, многие горнолыжники действительно любят путешествовать компаниями, а за полгода до выезда очень сложно собраться всем вместе и уладить детали».
Когда чартер дороже регулярки
Ориентируясь на раннюю потребительскую активность, операторы загодя выставили цены в системы бронирования, между тем себестоимость турпродукта даже в начале октября – на момент подготовки этой статьи – не была окончательно ясна. Определенность присутствовала только на «земле», тарифы хотельеров выросли в пределах инфляции – примерно на 5–10%. Правда, многие гостиницы продлили «русские недели»: новогодние прайсы теперь действуют там до 12 января, а не до 5-го, как раньше. С «воздухом» все гораздо сложнее. Чартерные перевозчики проиндексировали цены не менее чем на 30%, в отличие, кстати, от регулярных авиакомпаний, чьи услуги подорожали на 10–15%.
Ксения Огиенко, вице-президент UTE Megapolus group, рассказывает, что компании удалось получить кресла на регулярных рейсах KrasAir в Зальцбург по цене чартерных. «А иногда на высокие даты чартеры даже оказываются дороже, – говорит Максим Приставко. – Например, в Новый год билеты в Мюнхен на Air Berlin обойдутся в 440 евро, а на чартерных рейсах – около 640 евро».
«Есть надежда, что операторы все же смогут договориться с чартерными перевозчиками, заставят их одуматься и пойти на снижение цен до приемлемого уровня. Ну а если не получится, – констатирует Ирина Крюкова, первый заместитель гендиректора по зарубежному туризму компании «Роза Ветров», – по крайней мере на рынке будет единая цена на чартерную перевозку». Тем более при общей ценовой эскалации в подавляющем большинстве случаев длинные цепочки по-прежнему остаются в среднем дешевле регулярных рейсов.
Кстати... «Народ устал от чартеров, в первую очередь из-за сбоев в расписании», – комментирует Максим Приставко. «Регулярные рейсы пользуются все большим спросом из-за фиксированного времени вылета», – согласен с коллегой Александр Широков. «Но будем смотреть правде в глаза: регулярки на всех не хватает, и выполнение чартерных программ становится необходимым для удовлетворения спроса на перевозку», – подытоживает Татьяна Коршунова.
Точки роста
Повышенная активность, как обычно, предвидится в отношении австрийских курортов. «Страна оптимальна по соотношению цена-качество, и для нее характерна высокая возвратность», – считает Ксения Огиенко. Ожидая 30–35-процентного увеличения турпотоков, операторы заявляют масштабное расширение чартерных программ. Не исключено даже, что в этом сезоне на Зальцбург полетят целых два Боинга-747 авиакомпании «Трансаэро»: переговоры об их консолидации вели «Эрцог» и КАПИТАЛ ТУР.
На французском направлении станет больше полетов в Шамбери: год назад здесь приземлился первый чартер из Москвы, а теперь планируются сразу две цепочки, консолидируемые тем же «Эрцогом» и «Асент Трэвел». Возможно и расширение регулярной перевозки: есть информация о постановке на Лион одной, а то и двух еженедельных частот «Трансаэро». Операторы рассчитывают, что по мере появления новых транспортных возможностей Франция привлечет дополнительные клиентские потоки, в том числе и бюджетные. Напрасно отдых здесь считают исключительно дорогим: проживание в апартаментах может стоить от 15 евро в день на человека.
От Швейцарии тоже ждут изменения структуры спроса, и как следствие – не менее 15-процентного прироста продаж. Еще в прошлом году чартеры на Женеву позволили операторам подтянуть сюда туристов из массового сегмента. В этом объемы экономичной перевозки могут расшириться: к моменту подготовки статьи варианты собственных программ прорабатывали «Эрцог» и «Спектрум» (не исключая, правда, возможности совместных полетов). Ожидаются и новинки: «Асент Трэвел» намерен реализовать совместно со швейцарской авиакомпанией Hello новогоднюю программу на Сьон. Напомним: полеты в этот пункт уже анонсировались год назад, однако так и не стали реальностью. «Если нам удастся «распечатать» маршрут хотя бы короткой цепочкой, в следующем году можно будет задуматься уже и о длинной программе», – комментирует директор «Асент-Авиа» Борис Богданов.
В Италии к чартерам в Турин и Верону в этом году добавится рейс на Бергамо, на котором соберутся «Джет Тревел», «Асент Трэвел» и PAC Group. «Рейс ориентирован на горнолыжные зоны Бормио и Ливиньо, расположенные в 180 км от Бергамо, – рассказывает Илья Иткин. – От Вероны и Турина до них более четырех часов езды».
А вот в Андорре география чартерных маршрутов не меняется: основную перевозку направлению вновь обеспечат чартеры на Барселону.
Большие виды у специалистов и на Болгарию. «Направление быстро развивается, – говорит Алевтина Лущикова, руководитель отдела Болгарии и Словакии «Солвекс-Трэвэл». – Уже существует инфраструктура очень достойного уровня, а в последнее время на всех курортах построено большое количество новых апартотелей». По традиции операторы поднимают чартеры на Пловдив, но есть планы и в отношении длинных цепочек на Софию – о них заявляли «Эрцог» и ICS Travel Group.
Рост продаж ожидается также в Словакии, Польше, Чехии, Словении. «Эти страны не конкурируют с западноевропейскими направлениями, – полагает генеральный директор компании TravelGarant Елена Ермакова. – Они имеют свою устойчивую целевую группу: сюда охотно едут начинающие горнолыжники, туристы бюджетного сегмента, а также любители совмещать горные лыжи и SPA или отдых на термальных курортах. Думаю, в этом сезоне их станет на 10–15% больше».
Итак, судя по озвученным проектам, намерения игроков горнолыжного рынка весьма амбициозны. И все же это пока лишь планы. «Окончательная ясность по полетам должна наступить в течение октября, – полагает Борис Богданов. – Тогда станет понятно, кто из перевозчиков получил необходимые разрешения, как сумели договориться друг с другом операторы. И я, честно говоря, сомневаюсь, что на рынке возможно очень уж серьезное расширение в «воздухе»: свободных бортов не так много». «А по большому счету расширение авиаперевозки имеет смысл оценивать лишь после новогодних каникул, когда спрос и предложение придут в окончательное равновесие», – резюмирует Ирина Крюкова.
Критические дни
Операторы по горным лыжам еще летом тщательно изучают зимний календарь. Главный вопрос: на какие дни недели приходятся новогодние даты заездов. Альпийские хотельеры привыкли принимать туристов с субботы по субботу и крайне неохотно идут на изменения в расписании. В этом году популярный заезд 2 января приходится на «неудобную» среду, так что операторы смогут получить комнаты лишь у самых лояльных партнеров, или же в не самых популярных гостиницах.
А вот 29 декабря, хотя и выпадает на субботу, тоже имеет свои проблемы. «Европейцы все чаще остаются на курортах на Новый год, хотя раньше выезжали из отелей 29–30-го числа. Отсюда неизбежный дефицит номеров», – констатирует Ксения Огиенко.
Весьма напряженным будет для операторов 12 января – в этот день начнется массовый отъезд туристов с горнолыжных курортов. «В пиковые даты приходится сталкиваться с рядом трудностей, начиная с пробок на дорогах, – комментирует Татьяна Коршунова. – Но поскольку проблемы известны заранее, и туристы, и операторы, и перевозчики постараются максимально снизить вероятность сбоев».
«Чтобы уменьшить нагрузку, которая неизбежно ляжет на аэропорты 12-го числа, транспортные отделы операторских компаний проводят сложную и кропотливую работу, – рассказывает генеральный директор VKO Travel Наталья Головленкова. – Они задействуют все возможные ресурсы чартерной и регулярной перевозки, разносят турпотоки по разным датам и аэропортам».
Так, в ряде случаев вылеты переносятся на 11 января. Правда, при таком раскладе отдыхающим, скорее всего, придется оплатить лишний день, но некоторые туристы готовы идти на это. Или напротив: операторы будут отправлять клиентов 13 января, забирая их накануне с горнолыжных курортов и организуя проживание в городах с экскурсиями, шопингом и прочими развлечениями.