Взгляд из Испании
Туристический рынок становится всё более технологичным и автоматизированным, что выдавливает с него классические турагентства. Эта тенденция характерна и для России, и для Европы. Испанский портал Hosteltur провел опрос среди профессионалов сферы туризма и выяснил, что для малого и среднего бизнеса место на рынке будущего всё-таки найдется. HotLine.travel публикует выдержки из статьи испанских коллег и предлагает обсудить ее в комментариях.
Малыши учатся быстрее
Мировая практика ведения бизнеса в сфере услуг всё больше следует тенденции к укрупнению за счет покупок одних фирм другими, всевозможных слияний и союзов. Тем не менее на рынке остается место и для небольших компаний. Они легче принимают перемены и быстрее растут.
«Те, кто использует модели малого и среднего бизнеса на туррынке, полностью совместимы с грандами, так как имеют те же возможности, но другие риски, и за счет этого быстрее адаптируются к эволюции клиентов и могут консолидировать свой бизнес и расти в будущем», – отмечает президент Союза туристических агентств (UNAV) Карлос Гарридо.
Фирмы разного масштаба могут успешно сосуществовать, хотя задавать правила игры туристического рынка определенно будут крупные компании, более технологичные и имеющие большой рекламный бюджет. «Такие, как Google», – считает генеральный директор Logitravel.com Джоан Балагер.
Проявляют лояльность к клиенту
По мнению генерального директора Trimpsum.Со Микеланджело Хименеса, в любом бизнесе изменения диктует потребитель. С каждым годом путешественник становится всё более требовательным, и всё чаще вместо массовых направлений ищет специализированные услуги и продукты.
Этим активно пользуются классические агентства, которые умело подбирают ключ к запросам современного туриста. Потребитель чувствует себя очень комфортно с компаниями, ориентированными на него, – такими, какими классические агентства всегда были. Они поддерживают свою ценность с помощью лояльности, человеческого фактора и подкупают индивидуальным подходом и скоростью.
Не распыляют ресурсы
Помимо этого, гарантия жизнеспособности малых форм бизнеса обеспечивается ошибками крупных корпораций, которые часто «бегут против ветра», впустую распыляя свои ресурсы.
Габи Матурано, генеральный директор группы Europa Travel, объяснил этот феномен так: чем больше компания, тем сложнее подобрать для нее эффективную бизнес-модель. «Мы все видели, как много крупных игроков, настоящих мастодонтов, в одночасье прекратили свое существование. Может быть, новое поколение и знает, какую стратегию развития лучше выбрать, но мы часто забываем про один определяющий фактор. Наша маржинальность очень мала, и это делает невозможным бизнес-модель, которая в других секторах является жизнеспособной, – генерировать больше расходов в инвестициях, чем доход или прибыль. Из-за всего этого, мне кажется, укрупнение компаний в туризме никогда не изживет малый и средний бизнес», – резюмировал Матурано.
Имеют «талию»
Правильность этой гипотезы подтверждает и опыт других рынков, где маленькие агентства при грамотном позиционировании всегда получают свой кусок пирога за счет умелой конкуренции. В США, где, несмотря на засилье глобальных корпораций во всех сферах, недавно произошел бум развития небольших компаний (а также фрилансеров, работающих из дома).
«Мы видим крупные корпорации как в оптовом сегменте, так и в рознице. Expedia и Booking контролируют 70 % мирового бизнеса. Это реальность. И у них есть мышцы, чтобы продолжать расти до поглощения оставшихся 30 %. С ними очень сложно конкурировать. Но это почему-то не мешает развиваться и другим компаниям, так называемым «местным героям», которые очень сильны на внутренних рынках. Для этого нужно «иметь талию» – внедрить инновации и сосредоточиться на повышении технологичности», – отмечает Моника Прието, директор по операциям Destinia.
Директор Dit Gestión Джон Арриага, однако, считает, что в конечном итоге эффективно противостоять лидерам рынка получится только с помощью их же оружия – укрупнения. По его мнению, объединившись, небольшие игроки будут лучше адаптироваться к новым тенденциям бизнеса и эволюции рынка, развиваться, когда это нужно, и при этом иметь фиксированные издержки. «Малый и средний бизнес сегодня имеет больше возможностей, чем раньше, но в перспективе объединение в группы с единой моделью управления – это гарантия будущего», – полагает он.
По материалам: hosteltur.com