Туроператоры готовятся к трудной зиме
Предстоящее в сентябре введение шенгенской биометрии – не самая большая проблема для рынка туров в Европу, считают эксперты-туроператоры. Гораздо больше опасений у них вызывает трудная ситуация в экономике, спрогнозировать развитие которой куда сложнее. Корреспондент HotLine.travel опросил специалистов по Европе и выяснил, какие тенденции спроса они выделяют и что учитывают при планировании зимнего ассортимента.
Внимание – на курс
Конец лета не за горами. Это значит, что впереди межсезонье и долгая зима, которая обещает стать новым испытанием для тех, чей бизнес связан с продажей туров в зону дорожающего евро. Сейчас все туроператоры пристально наблюдают за курсом рубля к европейской валюте, ведь именно его динамика определит количество туристов в скудные зимние месяцы, когда каждый клиент на счету.
Если курс останется примерно в тех же рамках, что и летом, то сезонный спад спроса удастся преодолеть более-менее безболезненно. Илья Иткин, генеральный директор PAC GROUP, считает, что позитивным сценарием будет поэтапное восстановление турпотока относительно кризисных показателей прошлой зимы. Если рубль заметно ослабеет, а именно с этим связаны основные опасения, то рынок ждет новый виток падения спроса.
По состоянию на конец июля динамика сохраняется неблагоприятная. На протяжении уже нескольких месяцев, начиная с апреля, рубль слабеет.
По данным rbc.ru
Впрочем, эксперты, с которыми мы побеседовали, утверждают, что готовы к любым сценариям. Большая оптимизация, по их словам, проведена туроператорами еще прошлой зимой. Тогда внезапная девальвация привела к тому, что в минувшем январе-феврале продажи европейских туров упали на 80%. Как следствие, все туроператоры уменьшили блоки мест или вовсе отказались от них, сократили расходы на офисы, расстались с неэффективными сотрудниками.
По словам экспертов, с марта ситуация улучшается, и к середине лета турпоток вернулся на уровень 65% от показателя годичной давности.
По оценке самих туроператоров, большая встряска определенно пошла на пользу европейскому рынку. «При уменьшении количества туристов нам удалось повысить рентабельность», – отметил Илья Иткин. Необходимости выпускать большое количество спецпредложений у туроператоров не было, на рынке установился баланс спроса и предложения. Об этом же говорит Карен Гончаров, руководитель DSBW Tours: «Мы перестали генерировать избыточный спрос, убрали с рынка халяву, не продаем билеты на сторону». По его словам, поездки в Европу перестали быть товаром повседневного спроса и перешли в категорию премиум, что позволяет туроператорам повысить свою финансовую эффективность.
Какие тенденции спроса выделяют туроператоры? В BSI Group в ответ на запрос HotLine.travel обрисовали ситуацию на различных направлениях. Приведем выжимку.
Тенденции спроса на различных европейских направлениях |
Великобритания и Ирландия. Из-за обвала спрос упал на 30%. Из позитивных тенденций – уменьшились сроки оформления виз, что позволяет принимать заказы с минимальной глубиной продаж, практически last-minute.
Франция. Падение спроса на уровне 40%, в основном в сегменте групповых туров. Эта тенденция по оценке экспертов сохранится – блочные туры будут продаваться в ноль или даже в минус. Выручает FIT-сегмент, так как несмотря на кризис, количество заявок на отели 5* осталось на уровне прошлого года. Австрия. Также увеличилась доля индивидуальных бронирований, при этом резко уменьшилось количество групповых заказов. Швейцария. Сюда едет платежеспособная публика, поэтому востребованы индивидуальные туры в отели высокой звездности. Италия. Увеличился средний чек на 10% за счет бронирования более дорогого продукта. Практически исчез спрос на дешевые экскурсионные туры. Венгрия. Средний чек увеличился на 20% по тем же причинам. По данным BSI Group
|
Что планируют на зиму
Исходя из векторов спроса, туроператоры планируют свою работу в зимнем сезоне максимально осторожно, без лишних рисков.
В качестве отправной точки в PAC GROUP берут показатели прошлой зимы, когда кризис ощущался наиболее остро. В компании планируют сосредоточиться на своих традиционных направлениях. Это круизы и горнолыжные туры, отличающиеся высокой рентабельностью. Положительным фактором является то, что количество активных игроков в этой нише уменьшилось. Например, «Эрцог» ушел с рынка, а «Санрайз-тур», хоть и сохранил туроператорский статус, уже не претендует на значимую долю. Во всяком случае, активной работы по заключению контрактов с его стороны эксперты не наблюдают.
В сфере экскурсионных туров по Европе те же тенденции. По словам Карена Гончарова, руководителя DSBW Tours, туроператор поставил себе целью сохранить имеющийся набор групповых туров, так как именно ассортимент компания считает своим преимуществом.
В BSI Group наращивают предложение качественного продукта: отели 5* в Лондоне, отели и шале класса люкс на горнолыжных курортах Франции, расширяют предложение FIT-сегмента в Австрии и других странах. Кроме того, в компании отмечают сохраняющийся спрос на туры в развлекательные парки Европы.
Особое мнение: Туристы-индивидуалисты не перевелись
Мария Малышева, заместитель генерального директора по маркетингу и PR «Карлсон Туризм»:
Cпрос на индивидуальные туры и туры премиум-класса снизился в меньшей степени, чем на групповые программы. Мы видим спад продаж туров в среднем ценовом сегменте, в то время как показатели по реализации туров в высоком ценовом сегменте практически достигли докризисного уровня. Этой зимой компания «Карлсон Туризм» делает акцент на нескольких видах отдыха в Европе: термальных курортах, индивидуальных горнолыжных турах, эксклюзивных экскурсионных программах для маленьких групп на 2–4 человека. А прямой контракт с Диснейлендом дает нам весомые финансовые аргументы для стабильного увеличения доли рынка на этом направлении.
А какие тенденции спроса на туры в Европу выделяете вы? Какие направления предпочитают клиенты и сколько готовы потратить? Высказывайтесь в комментариях и участвуйте в опросе.