Что помогло турагенту победить банк?
Проблема с блокировкой счетов турагентств как «подозрительных компаний» не уходит, а только усугубляется. Количество фирм, попавших в поле зрения банковских ревизоров, увеличивается, а кто-то уже подсчитывает затраты от кратковременной приостановки деятельности из-за несправедливых проверок. Мы публикуем историю турагента, которому удалось доказать банку честность своей финансовой деятельности. Может, кому-то она поможет понять, как действовать в стрессовой ситуации.
«Меня зовут Ольга, я руководитель туристического агентства в небольшом городе Т. Хочу поделиться нашим печальным опытом касаемо ситуации с блокировкой расчетного счета организации. Так как ситуация вполне заурядная и существующая во многих банках, названия организации указывать не буду.
На рынке туристических услуг наша компания уже шесть лет, всю деятельность мы ведем вбелую, все платежи проходят через расчетный счет. Возможно, именно это и обернулось для нас проблемой, так как движения по счету были активными и в большом объеме. Банк заподозрил транзитный характер операций и по ФЗ-115 без предупреждения и объяснения причин заблокировал наш расчетный счет. Другой возможной причиной блокировки счета могла явиться низкая налоговая нагрузка по отношению ко всему объему денежных средств, полученных от клиентов. То, что наш доход составляет около 7 % (с учетом промопрайсов и пониженных комиссий туроператоров) от общего объема денежных средств и турагентский бизнес в принципе является низкомаржинальным, банковским работникам, наверное, сложно понять. Все налоги рассчитываются и уплачиваются вовремя по УСН, и со стороны налоговой инспекции никаких нареканий никогда не было. Возможно, причина блокировки еще в чем-то, но для нас это остается тайной…
Мы оказались в шоковой ситуации и были вынуждены приостановить свою нормальную деятельность по продажам туров. На счету в замороженном состоянии оказалось порядка 450 тыс. руб., выполнять свои обязательства перед туристами и туроператорами не было возможности. В открытии расчетного счета в другом банке нам было отказано, что навело на мысли о внесении нашего ООО в «черные списки» банков. Ситуация казалась безвыходной. Юристы советовали открыть другое ООО, но мы не захотели идти этим путем и ликвидировать эффективную организацию из-за ошибки и явной несправедливости по отношению к нам. Мы решили бороться и отстоять свое честное имя. Мы терпеливо отвечали на все вопросы банка и предоставляли все запрашиваемые документы, а их было очень много: договоры с туроператорами, договоры с клиентами, отчеты агента, кассовую книгу, штатное расписание, платежные ведомости и проч., и проч. Помимо понятных запросов были, на наш взгляд, и абсурдные. Например, пояснить, почему цены в нашем турагентстве зачастую такие низкие. На что было дано пояснение о динамическом ценообразовании на туристическом рынке, понятии «горящих туров» и раннем бронировании. Таким образом, в течение трех недель велась работа только по подготовке документов на запросы банка.
Параллельно с этим мы стали искать защиты и, как говорится, «бить во все колокола». На приеме у нашего регионального омбудсмена – уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей – нам была оказана моральная поддержка и обещана помощь в выяснении причин блокировки счета. В связи с тем, что наша ситуация не единична и множество туристических агентств в настоящее время страдает, мы взяли на себя смелость и отправили письмо с описанием проблемы в электронную приемную Президента, которое было рассмотрено и направлено по компетенции в Центральный банк России.
В итоге счет нам разблокировали. Не знаю, что из вышеперечисленных действий явилось решающим, но мы, безусловно, рады положительному исходу. Тем не менее урон нашей деятельности нанесен серьезный: отсутствие продаж в течение этого периода, нервное потрясение всех сотрудников агентства и страх, что это может повториться. Самое обидное, что мы так и не поняли, что мы сделали не так и в чем провинились перед банком. Если бы были даны какие-то рекомендации или замечания, то мы бы обязательно к ним прислушались.
Надеюсь, наш опыт кому-то пригодится, и желаю товарищам по несчастью благополучного исхода! Главное – не отчаиваться, бороться и отстаивать свои права».
Комментарий юриста
По словам учредителя юридического агентства «Персона грата» Георгия Мохова, обращение во всевозможные инстанции не панацея в подобных историях, хотя и не лишнее для привлечения внимания к проблеме. Самое правильное, что может сделать турагент при блокировке счета, – это начать общаться с банком. Ему нужно предоставить финансово-юридическую схему функционирования компании, обосновывающие документы, из которых специалистам банка станет понятно, как формируется выручка предприятия при получении процента от туроператора, почему такая низкая доходность и совокупный налог выходит менее 1 %. Как правило, после этого банк идет навстречу клиенту, если кроме низкой маржинальности других «недостатков» в финансовой деятельности турагентства нет. Напомним, что список признаков, из-за которых весьма специфический туристический бизнес попадает в список «сомнительной» деятельности, достаточно велик. Чтобы минимизировать возможность «придирок», лучше вместе с юристом проанализировать методические рекомендации ЦБ, какие из пунктов в вашей компании реально нивелировать: например, самые простые действия – увеличить уставной капитал или разделить должности бухгалтера и директора. Можно увеличить налоговые отчисления или применять схему раздельных расчетов с поставщиками и т. д. Однако такие особенности туристической деятельности, как сезонность финансовых операций, валютные расчеты, большие объемы «транзитных» денег и многие другие устранить нельзя. По мнению Георгия Мохова, чтобы отвести угрозы блокировок счетов от турбизнеса, Ростуризм или Минкульт должны выработать с Центральным банком России межведомственные рекомендации, которые должны разъяснить банкам схему финансовой деятельности таких предприятий и снять необоснованные претензии с добросовестных предприятий.