Кто спровоцировал панику клиентов. И при чем здесь «Спасские ворота»
Банкротство «Асент Трэвел» - первая в этом столетии попытка крупного туроператора уйти с рынка цивилизованно – все-таки обрастает скандальным шлейфом. После пресс-конференции, проведенной 23 июля Ассоциацией туроператоров России (АТОР), центральные СМИ пестрят новостями типа: «Не все клиенты «Асент Трэвел» получат компенсации» (газета «Взгляд»). Или: «Асет Трэвел» не оплатил билеты 200 россиян, которые должны вернуться из Италии 24 и 27 июля» (Вести.RU).
Понятно, что такого рода информация, выданная на потребителя, может только спровоцировать панику и усложнить задачу туроператора, который пытается закрыться с минимально возможными потерями для клиентов. Паника, собственно, уже началась: туристы, находящиеся в Италии, их родственники из России звонят в «Асент» с вопросами, угрозами, требованиями. И это в тот момент, когда грозившая им проблема уже близка к урегулированию. «Асент Трэвел» перечислил деньги за билеты 24 июля заказчику рейсов – компании «Спасские Ворота», остается только одна проблемная дата – 27-е, но и по ней двум партнерам удалось сегодня достигнуть компромиссного решения. При этом
в «Асенте» удивлены, почему АТОР без их ведома провел пресс-конференцию, взяв на себя миссию по широкому оповещению потребителей о деталях предстоящих проблем, хотя их можно было без огласки решить дипломатическим путем? Ни информации о готовящемся мероприятии, ни тем более приглашения на него главные действующие лица туроператора не получали. К тому же «Асент» не является членом АТОР. «Спасские Ворота» тоже не были инициаторами пресс-конференции, больше того – на момент ее проведения никого из руководства компании не было в Москве.
Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе поясняет: изначально на пресс-конференции, организованной по инициативе РИА «Новости», предполагалось освещать общую ситуацию на туристическом рынке. Но на первый план в тот день вышли события, связанные с «Асентом». «Утром мне стало известно, что «Асент» официально обратился в Турпомощь с письмом следующего содержания: «В связи с невозможностью выполнения обязательств просим помочь с вывозом туристов, находящихся сейчас в Италии. Список туристов прилагается».
Такое письмо в «Турпомощь» действительно поступало, датируется 23 июля. Но в тот же день вечером туроператор распространил другое заявление: в ассоциацию он обращался не за финансовой поддержкой. А за административным ресурсом – помощью в переговорах с авиаброкером «Спасские Ворота», который, по информации «Асента», отказывался вывозить туристов в счет ранее внесенных депозитов.
Получается, туроператор в обращениях к «Турпомощи» и к общественности сам себе противоречил? Компания в течение дня изменила планы по источникам и схемам компенсаций?
«Вы читали эти письма? – ответил президент «Асента» Борис Бурыкин на просьбу прокомментировать причины появления двух писем в один день. – Во-первых, между ними нет разницы в день, только два часа. Во-вторых, где написано, что мы просим именно финансовой помощи? Мы обратились в общественную ассоциацию с серьезным весом в турсообществе за посреднической помощью. Именно это мы уточнили во втором письме. Так и написали: «Во-избежание кривотолков и шумихи, поднятой в прессе, хотим пояснить, что просим Вас помочь урегулировать конфликт с консолидатором этих рейсов». Где противоречия?» В общем, хотели как лучше, получилось как всегда…
Что касается компании «Спасские Ворота», организатора чартеров в Италию, который первоначально выглядел в этой истории как отрицательный герой, пытавшийся якобы нажиться на чужих проблемах. Тут всё не так однозначно. Вот какие подробности удалось выяснить.
В связи с крахом «Асента» у «Спасских Ворот» возникла перспектива убытков – порядка 50 тысяч евро в неделю, и так до середины осени. Неудивительно, что консолидатор оперативно пошел на сокращение программ путем замены самолетов на менее вместительные. Об этом днем 24 июля «БАНКО» сообщил председатель совета директоров компании, Александр Дворянский. К слову, руководитель «Спасских ворот» находится на Гавайях, разница во времени с Москвой там составляет 14 часов.
Он также сообщил, что «Спасские ворота» консолидируют на итальянском направлении несколько длинных цепочек, и на трех из них блоки заказал «Асент»: Москва – Римини (ср., сб., до начала ноября), Москва – Тревизо (сб., до конца сентября), Москва – Неаполь (сб., до начала октября). Авиакомпании – «ВИМ Авиа», I Fly, «Якутия». На этих программах «Асент» имел объем - 120|40, 70 и 20 мест соответственно. Выполнять программы с такой брешью в загрузке невозможно, именно поэтому «Спасские Ворота», обязанные соблюдать интересы других партнеров, решились пойти на замену бортов.
И все равно будут летать себе в убыток – по оценке руководителя, в среднем минус 10 тысяч евро в неделю: новые машины менее вместительные и цена кресла на них выше, плюс достать их срочно – сложно.
Блоки на рейсах этого консолидатора держат практически все туроператоры по Италии, имеющие серьезный интерес на направлении; плотно с ним не сотрудничают только «Натали турс» и «Данко». Так что финансовое ослабление «Спасских ворот» ударило бы по планам и экономике его партнеров.
Все эти детали проходят мимо потребителя, который опять улавливает лишь одну идею: очередной туроператор обанкротится, и клиенты, скорее всего, пострадают. А если не пострадают, то вот именно это окажется незамеченным. Прямые участники этой истории терпят финансовые убытки, а весь рынок – имиджевые.