Горнолыжный сезон-2015/2016: какие тренды?
Подготовка горнолыжных программ на предстоящую зиму совпала по времени с двумя событиями, оказавшими существенное влияние на рынок – ростом валютных курсов и поглощением «Аэрофлотом» своего основного конкурента по авиаперевозке, «Трансаэро». Как скажутся новые реалии на планах игроков и какой расклад сил может сложиться на снежных склонах?
Без глубины
Ранние бронирования горнолыжных туров стартовали в обычные сроки – конец мая – начало июня. Однако их интенсивность оказалась примерно вдвое ниже прошлогодней. Туроператоры считают этот факт предсказуемым, ведь летом 2014 года покупки совершались по старым, докризисным курсам. Кроме того, доверие к организованному рынку еще не пошатнулось от случившегося позже громкого краха «Лабиринта», а также схода с дистанции одного из значимых горнолыжных игроков – «Эрцога».
В сентябре наметился некоторый рост ранних продаж, но туроператоры не рассчитывают на достижение прошлогодних показателей. И строят стратегию, исходя из того, что львиная доля реализации придется на путевки last-minute. По их оценкам, средняя глубина для горнолыжных стран, входящих в Шенген, составит две-три недели. Определенный оптимизм вселяет тот факт, что введение дактилоскопии фактически не отразилось на сроках выхода виз в европейских консульствах, во всяком случае, в Москве.
Еще один тренд – смещение пика спроса с Новогодних и Рождественских дат на вторую половину января и февраль. Эта тенденция отмечается уже не первый сезон, но в этом году только усилится, – уверены наблюдатели. Причина очевидна, – в кризис катальщики стремятся экономить, выбирая для поездки периоды с более низкой стоимостью.
Альпы, Пиренеи или Сочи?
На старте продаж лидером с точки зрения спроса среди альпийских стран стала Франция: лыжники, преимущественно постоянная клиентура, старались заблаговременно зарезервировать места в популярных объектах размещения. Чуть позже проявился интерес катальщиков к итальянским курортам. И судя по текущей динамике бронирований, в ходе сезона Италия имеет все шансы обойти Францию по объемам, говорят эксперты. А вот спрос на Австрию просыпается с запозданием. Турфирмы год от года теряют клиентуру на этом направлении, так как оно становится все более привлекательным для самостоятельных поездок. Этому способствует обилие доступной авиаперевозки в свободной продаже, а также богатый выбор недорогих отелей и пансионов, дружественных к прямым покупателям.
Что касается наиболее востребованных курортов, то, как показывают ранние бронирования, во Франции это «Арк 1950» и Три Долины – Валь Торанс, Мирабель. В Италии – Доломитовые Альпы: Валь-ди-Фасса, Валь-Гардена. В Австрии – Тироль: Майрхоффен, Зельден, Ишгль, Серфаус. «В Альпах множество курортов второго-третьего «эшелона», с более доступными ценами, но не столь развитой инфраструктурой. Однако катальщики даже в кризис предпочитают пусть и не самые бюджетные, но проверенные временем варианты», – комментируют эксперты.
Отметим, что в этом году предпринимаются попытки вывести на наш рынок новое для России горнолыжное направление – Сербию. Ее активным продвижением занимается TUI. Наблюдатели отмечают как плюс – безвизовость этой страны, и отсутствие запрета на поездки в нее для силовиков и госслужащих. Впрочем, перспективы сербской горнолыжки считают сомнительными – вряд ли она сможет конкурировать с более раскрученными Болгарией или Андоррой.
На крупнейших российских горнолыжных курортах – сочинских, контрактинг затягивается. Туроператоры пытаются найти общий язык с отельерами. Последние стараются поднять цены на размещение – от 5% до 30% по сравнению с прошлым годом, а также навязать туроператорам, «в нагрузку» к квотам на зиму, обязательства по заполнению гостиниц следующим летом. Кроме того, обостряется борьба за номерной фонд между «Библио Глобусом» и игроками «с турецкими корнями».
Воздушные интриги
В этом году авиаконтрактинг на горнолыжных маршрутах пройдет позже обычного. Карты туроператорам спутало неожиданное обстоятельство – поглощение «Трансаэро» «Аэрофлотом».
Альпийское направление, по которому уже есть относительная ясность с перевозкой на горнолыжные курорты – Италия. Сезонные чартеры в три аэропорта – Верону, Бергамо и Турин, на бортах Orenair и Nordavia, заявил PAC Group. В Верону на I Fly будет летать TEZ Tour. Другие игроки пока определяются с потребными объемами, по предварительной информации, длинные цепочки будут ставиться только на Верону, а в иные аэропорты предполагаются лишь точечные вылеты на высокие даты. Особняком стоит «Джет Тревел», который строит перевозку на регулярных рейсах Alitalia в Милан.
А вот по Франции назревает интрига из-за неопределенности с перспективами перелетов «Трансаэро». У авиакомпании были сильные позиции на рынке горнолыжной перевозки в страну, однако теперь рейсы в Шамбери, Гренобль и Лион под вопросом. Основным заказчиком цепочки в Шамбери предполагался «НТК «Интурист», но компания не успела заключить контракт до поглощения «Трансаэро». Переговоры с новым менеджментом продолжаются. Тем временем, консолидатором другой цепочки в Шамбери на бортах S7 выступил PAC Group. Туроператор готов дать блок мест «Интуристу». Если сделка состоится, «Трансаэро» скорее всего придется выйти из игры, а чартер S7 окажется единственным на Шамбери, перевозка будет сбалансирована. Однако хрупкое равновесие может в любой момент нарушиться, если «Интурист» предпочтет лететь на «Трансаэро», выторговав у нее выгодные условия сотрудничества. Добавим, что в другой французский аэропорт – Гренобль, на весь сезон заявлена чартерная программа Club Med на лайнерах «Аэрофлота», вылеты по воскресеньям. Заполнять борта туроператор будет самостоятельно.
Интересная ситуация и с перевозкой в Австрию. Некоторые туроператоры теряют интерес к перелетам в Мюнхен, так как загруженность немецких автобанов делает продолжительность трансфера на австрийские курорты непредсказуемой – вместо двух-трех часов дорога порой занимает пять-шесть. Сомнительны и перспективы Инсбрука – «Аэрофлот» прекратил полеты в этот аэропорт еще в прошлом году, а регулярные рейсы «Австрийских авиалиний» дороги и неудобны из-за вечерних слотов. Основной точкой прилета становится Зальцбург. Авиакомпания S7 еще летом получила разрешение на две еженедельных частоты из Москвы. Лайнеры будут отправляться по субботам. Один борт на 158 кресел отдан туроператорам: PAC Group – заполняет 100 мест, и TEZ Tour – 58. Второй самолет перевозчик распределит по блокам между другими туроператорами, и часть билетов пущено в свободную продажу.
Рейсы на Зальцбург традиционно ставила и «Трансаэро», но авиакомпания подчас «выкручивала руки» заказчикам, навязывая им блоки сверх потребностей ради обеспечения загрузки бортов. Теперь у партнеров «Трансаэро» – «Интуриста», Coral Travel и «Натали Турс» появилась альтернатива в виде регулярки S7. Если эти туроператоры предпочтут нового перевозчика – не факт, что «Трансаэро» останется на маршруте. И тогда Зальцбургу не грозит избыток «воздуха».
Что касается стоимости перевозки на горнолыжные курорты, то по словам наблюдателей, знакомых с деталями переговоров, авиакомпании готовы несколько снизить тарифы для туроператоров. В результате средние цены турпакетов в евро должны уменьшиться примерно на 10%, по сравнению с прошлой зимой.
Круг сужается
Отдельная тема – активность туроператоров в горнолыжном сегменте. На этапе роста рынка, отправка катальщиков на снежные склоны привлекала все больше потенциальных участников. Однако тренд меняется.
Как полагают эксперты, предстоящей зимой клиенты будут больше доверять компаниям, для которых реализация горнолыжных туров – профильная специализация, а не способ расширить зимний ассортимент. В выигрыше окажутся турфирмы, способные компетентно презентовать свои возможности, знания горнолыжной специфики, привлечь качеством и уникальностью предложения. Иначе придется сдавать позиции конкурентам.
Комментарии от партнеров спецпроекта «Месяц горных лыж» на HotLine.Travel:
«Даже в премиальном горнолыжном сегменте в этом году проявляется тенденция к тому, что клиенты стремятся оптимизировать свои расходы на поездки. Катальщики стали чаще выбирать пакетные предложения, тогда как ранее предпочитали туры с промежуточной остановкой в Женеве, Париже или Милане, комбинировали отдых с шоппингом, заказывали индивидуальные трансферы. Негативным фактором, влияющим на объемы продаж туроператоров, может стать увеличение доли самостоятельных бронирований через онлайн-сервисы».
«Ценовые запросы у отелей Красной поляны на предстоящий зимний сезон очень высокие, и обосновываются они, в первую очередь, падающим курсом рубля. Поэтому переговорный процесс с туроператорами несколько затянулся. Но без туроператорских продаж им сейчас вряд ли обойтись: активное бронирование для прямых клиентов у гостиниц идет сегодня только на период новогодних каникул, кроме того, в этом году нет такого плотного графика спортивных соревнований, как это было в прошлом. А значит, чтобы получить среднюю загрузку по сезону хотя бы 70-80% придется потрудиться. И туроператоры, с их налаженными каналами сбыта по всей России, сыграют в предстоящем сезоне далеко не последнюю роль».
***
Редакция HotLine.travel благодарит за содействие в подготовке материала представителей туроператоров PAC Group, TEZ Tour, «Джет Трэвел», «НТК «Интурист», «Натали Турс», «Карлсон Туризм», ANEX Tour, Club Med, «РВБ «Алеан», ClickVoyage.