logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
18:14, 8 ноября 2018
15513

Новое банкротство в туризме. Что светит пострадавшим туристам?

Крах туроператора высветил пробелы в законе

Компания остановила бизнес, директор не отвечает на запросы и звонки из Ростуризма – в общем, налицо самые тревожные симптомы. Крах «Волжских путешествий» – круизного туроператора из Казани – обнажил целый узел проблем туристической отрасли. Ждать ли вмешательства властей? И если да, то чем это обернется для остальных участников рынка?

700.jpg

Это вам не продукт

Редакция HotLine.travel наблюдает за развитием ситуации со 2 ноября, когда туроператор заявил о невозможности исполнения обязательств перед клиентами и был исключен из федерального реестра. Выяснить число пострадавших клиентов пока не представляется возможным. 6 и 7 ноября сотрудники Федерального агентства по туризму пытались по телефону связаться с директором «Волжских путешествий» Вячеславом Самолиным, но на звонки он не отвечает. Запрос от 2 ноября тоже проигнорирован. Об этом сообщила корреспонденту HotLine.travel Изо Арахамия, начальник правового управления Ростуризма.

Даже не имея представления о количестве сорванных туров, можно с высокой долей вероятности предположить: фингарантий на всех клиентов не хватит. И вообще, не факт, что страховщик в данном случае согласится выплачивать потребителям компенсации.

Дело в том, что круизы – как речные, так и морские – де-юре не попадают под определение «турпродукт», поясняет Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата». В ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» сказано: турпродукт есть комплекс услуг по перевозке и размещению, реализуемых за общую цену. Круизное судно можно считать специализированным средством размещения (есть даже соответствующий ГОСТ, пусть и устаревший). Но само по себе морское или речное путешествие пакетным туром не является. Вот если оно продается в комплекте с наземной или воздушной перевозкой до места старта круиза, тогда да, речь уже идет о турпродукте, и в случае недееспособности организатора поездки потребитель может претендовать на фингарантии. Но к «Волжским путешествиям» это не относится.

О «круизном пробеле» в отраслевом законодательстве всем известно. Проблема обсуждалась на разных уровнях, но так и не была решена.

Сейчас Ростуризм, как ему и положено, трактует закон в пользу потребителя. «Мы считаем круизы турпродуктом, поэтому страховщик обязан выплатить туристам компенсации», – заявила Изо Арахамия. Однако независимые юристы полагают, что в данном случае все будет зависеть от доброй воли страховщика. Если «Объединенная страховая компания», выдавшая «Волжским путешествиям» фингарантию, не пожелает нести убытки, то легко воспользуется несовершенством отраслевого законодательства, чтобы отказаться от выплат.

02.jpg

Выяснить позицию «Объединенной страховой компании» пока не удалось. Вот какой диалог состоялся между корреспондентом HotLine.travel и сотрудником этой организации, который отвечает по телефону, указанному на официальном сайте:

– Здравствуйте! Как связаться с вашим пресс-центром?

– А где вы его увидели? Почему вы звоните? Что? Насчет «Волжских путешествий»? Позвоните завтра, а лучше послезавтра.

Полмиллиона – капля в Волге

Если взять пример с Ростуризма и понадеяться, что страховщик всё-таки встанет на защиту потребителя, то даже в этом случае для особого оптимизма оснований нет.

«Волжские путешествия» были застрахованы как туроператор по внутреннему туризму – на 500 000 руб. По оценкам экспертов, компания продавала туры где-то по 40 000 руб. (кстати, это ниже среднерыночной планки). В таком случае, на полные компенсации могли бы рассчитывать 10–13 клиентов. Если их окажется больше, то каждый пострадавший (теоретически) получит гораздо меньше, чем потерял из-за краха туроператора.

И вот вам вторая проблема, которую высветил уход казанского туроператора. Она не менее очевидна, чем правовой вакуум, образовавшийся вокруг круизного сектора. И ее тоже все, как сговорившись, игнорируют. А именно: ставка финобеспечения в сфере внутреннего туризма смехотворно мала даже для компаний с умеренными объемами бизнеса. Но ведь на этом рынке есть и крупные игроки, реализующие пакетные туры в поточном формате. Таким образом, потребитель, выбирающий отдых на родине, никак не защищен на случай финансовой несостоятельности туроператора.

Почему мы его потеряли?

Наконец, еще один вопрос, который необходимо обсудить в связи с крахом «Волжских путешествий». Почему же туроператор, отработавший на рынке не один десяток лет, на излете летней навигации – 2018 приказал долго жить?

03.jpg

Версию какого бы то ни было мошенничества эксперты, в том числе конкуренты, полностью исключают. Допускают, что могли иметь место коммерческие просчеты руководства. Но главной причиной непреодолимых финансовых проблем, которые возникли у туроператора, наверняка является резкое подорожание топлива, которое фактически разрушило экономику круизного бизнеса. «В прошлом году мы платили по 33 000 руб. за тонну, но к июлю цена достигла 55 000 руб., – говорит Андрей Михайловский, гендиректор круизной компании «Инфофлот». – Когда стоимость топлива резко пошла вверх, было продано уже порядка 70 % продукта на сезон вперед. Что было делать? Повышать цены для потребителя задним числом нельзя, мы это единогласно решили, консультируясь с другими участниками рынка. Всю непредвиденную финансовую нагрузку компании взяли на себя».

Андрей Михайловский добавляет, что круизные компании в критический для себя момент обращались за поддержкой в Ростуризм, но никаких действий с его стороны не последовало.

«Да, ситуация в сфере речных круизов очень сложная. Туроператоры находятся даже не на грани, а за гранью… – комментирует Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. – Я обсуждал эту тему с представителями компаний из Астрахани. Они уже не стонут, а просто вопят из-за подорожания топлива!»

Таким образом, проблемы, затронутые в этой статье, приобретают особую актуальность. Надо ли принимать специальные меры для защиты туристов на случай новых банкротств в круизной сфере внутреннего туристического рынка?

Нет бизнеса – нет проблемы

Казалось бы, самый очевидный ход законотворческой мысли: придать круизам четкий и недвусмысленный статус турпродукта, повысить размеры фингарантий для туроператоров внутреннего туризма, собирать с них деньги в фонды на случай банкротства, как это делается в аутгоинге.

Тогда большинство компаний просто закроется, полагает Андрей Михайловский. «Впрочем, может, это тоже выход? Нет круизного бизнеса – нет проблемы», – иронизирует эксперт.

Юрий Барзыкин – юрист и общественный деятель, принимающий активное участие в законотворческих процессах отрасли, – тоже полагает, что повышение размера фингарантий и мультипликация фондов – не выход. Это только увеличит нагрузку на бизнес, но основной проблемы не решит.

И трудно не согласиться с таким утверждением, наблюдая, как работает система защиты прав потребителей в выездном туризме.

Так что же – для круизов и внутреннего рынка в целом надо изобретать какие-то новые механизмы страхования предпринимательских рисков? Если да, то какие именно? Ждем ваших комментариев, уважаемые читатели.

  • Кризисы и сигналы
  • #Круизные компании
  • #Круизы
  • #Скандалы в туризме
Автор Наталья Меньщикова
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/krizisy-i-signaly/novoe-bankrotstvo-v-turizme-chto-svetit-postradavshim-turistam/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Переносить туры некуда! Турагенты в соцсетях кричат, плачут и молятся

Кризисы и сигналы

27/05/2021
42039
Между строк. Что хотела сказать туристам Зарина Догузова

Кризисы и сигналы

13/04/2021
21250
Как турбизнесу использовать спад спроса с пользой для себя и клиентов?

Кризисы и сигналы

02/03/2020
10911
Директор турагентства скрылась от туристов в Грузии

Кризисы и сигналы

05/07/2019
24443
Смерть на отдыхе в Хургаде

Кризисы и сигналы

22/05/2019
47242
Акции Thomas Cook подешевели. Что теперь?

Кризисы и сигналы

22/05/2019
19580
Александр Осауленко: Не может тур из Москвы на Хайнань на восемь дней стоить 25 тысяч рублей

Кризисы и сигналы

13/12/2018
18096
На что рассчитывать туристам и турагентам «Жемчужной Реки»

Кризисы и сигналы

12/12/2018
15082
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте