Спросим у юристов
Днем 12 декабря Ростуризм исключил из Единого федерального реестра туроператоров оба юрлица, работавших под брендом туроператора «Жемчужная Река», – ООО «Тревел Дизайнерс» и «Геркулес Трэвел». Причина: «невозможность исполнения всех обязательств по договорам о реализации турпродукта». Это означает, что запускается механизм фингарантий – на какие компенсации могут претендовать клиенты, к чему готовиться партнерам туроператора?
«Турпомощь» вывезет
Решение, принятое сегодня Ростуризмом, впервые с 2014 года позволит задействовать фонды «Турпомощи» для оплаты вывоза туристов. Для тех, кто сейчас отдыхает на Хайнане по путевкам «Жемчужной Реки» это, безусловно, хорошая новость. В настоящее время в Китае находятся около 1 200 клиентов туроператора, их должны вернуть домой до 15 декабря. Но процесс вывоза туристов пока идёт с перебоями: некоторых пассажиров отправляют в другие города, а часть туристов, ожидающих возвращения домой, уже выселяют из отелей на улицу. Что, безусловно, станет поводом для претензий туроператору, в том числе – и в судебном порядке.
Хватит ли фингарантий?
Клиенты, оплатившие туры на будущие даты, и туристы, у которых досрочно прекращен отдых, теперь могут предъявить претензии к страховщику – компании «Орбита». При этом датой, с которой обязательства туроператора считаются неисполненными, в Ростуризме назвали 8 декабря. Именно с этого дня формально наступил страховой случай.
Но туристам надо иметь в виду, что ответственность каждого из двух ООО застрахована всего на 10 млн рублей. А в фонде персональной ответственности при «Турпомощи» размещены совсем символические суммы: у «Тревел Дизайнерс» – 83 970 рублей, у «Геркулес Трэвел» – 250 000 рублей.
Точная информация об общем числе туристов, чьи поездки должны были состояться с 8 декабря и далее, появится позже, когда страховщик составит реестр требований. Но уже сейчас понятно, что для полной компенсации каждому туристу этих средств будет недостаточно. Ведь «Жемчужная Река» имела большую чартерную программу с вылетами из многих городов России. Это означает, что, как и в случае с «Натали Турс», размер страховых выплат рассчитают по коэффициенту.
«К сожалению, действующие механизмы фингарантий практически никогда не гарантируют 100 %-ного возврата средств», – комментирует ситуацию Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата».
Как следствие, можно спрогнозировать, что клиенты будут обращаться за защитой своих прав в суд.
Тем туристам, обязательства перед которыми не были выполнены до наступления страхового случая – т. е. до 8 декабря, – тоже предстоит идти в суд. Другого пути для возврата своих денег у них просто нет. На пресс-конференции представители туроператора сообщали, что компания рассчиталась по задолженностям. Однако судя по комментариям туристов, это не так.
Нетрудно догадаться, по какому сценарию будут развиваться события в суде. В качестве ответчиков туристы могут привлекать как самого туроператора, так и турагентов, сотрудничавших с компанией.
Удастся ли представителям розницы отбиться в судах, во многом будет зависеть от того, как именно были оформлены все документы по отмененным турам. Как отмечает юрист Александр Байбородин, судебная практика по таким прецедентам различна: решения принимались как в пользу туристов, так и в пользу турагентов.