Мнения экспертов и советы самотуристам
Как показывает практика, от несостоятельности поставщиков туристических услуг всё больше страдают самостоятельные путешественники. Так, более 90 человек потеряли деньги, воспользовавшись сайтом biletideshevo.ru. Его владельцы заявили об аннуляции билетов, а потом и вовсе пропали. О том, чем это закончилось для клиентов biletideshevo.ru и что нужно делать, чтобы не совершить их ошибок, читайте в этом материале.
Скупой платит дважды?
В справедливости этой поговорки пришлось убедиться Михаилу Оленеву, который еще в июне приобрел билет на вышеуказанном портале, а за два дня до вылета узнал, что тот не состоится. В письме говорилось, что билеты были аннулированы поставщиками, но обещали в 10-дневный срок вернуть деньги. На момент написания статьи получается, что авторы письма придерживаются другой поговорки – обещанного три года ждут.
Отправившись в офис билетного агентства, Михаил выяснил, что он уже давно закрыт. По словам охранников, сотрудники уже давно не появлялись на рабочем месте. Съемочная группа телеканала «Москва-24» побывала внутри. Судя по видеосюжету, помещение покидали в спешке – на столах забытые паспорта туристов, печати и кассовые аппараты, на полках – папки с гневными негативными отзывами.
Скоро прекратит функционировать и сайт компании – Михаил узнал, что срок аренды домена заканчивается уже на днях.
Вместе с коллегами по несчастью Михаил создал группу в одном из мессенджеров. Сейчас в ней более 90 человек, среди которых есть те, у кого потери превышают 1,5 млн рублей. Общая сумма претензий – более 5 млн. Каждый из пострадавших написал заявления в полицию, прокуратуру, Роспотребнадзор, Следственный комитет, ОБЭП.
«Получается, что никто не контролирует, как такие псевдосервисы приходят на рынок, зарабатывают в пик сезона и сливаются. Здесь явная юридическая дыра, через которую мошенники на нас наживаются. Туроператоры тоже разваливаются. Скоро дойдет до того, что все будут покупать билеты у авиакомпаний и договариваться с отелями напрямую», – резюмировал Оленев.
Кто виноват?
Судя по стечению обстоятельств, руководство портала biletideshevo.ru может и не быть мошенниками, в чем его обвиняют пострадавшие туристы. 24 августа туроператор «Турово» прекратил выписку авиабилетов в Болгарию. В связи с уходом с рынка его партнеров – ООО «Матрешка-Тур Выездной туризм», ООО «Аврора-БГ», ООО «Туротдых» – у «Турово» образовалась задолженность по оплате чартерных авиабилетов в размере 216 059 € перед многими мелкими агентами, в результате более 2,5 тысяч россиян остались без билетов.
По мнению гендиректора Biletix.ru Александра Сизинцева, одним из этих агентов мог быть и «Билетыдешево.ру», который приобретал у «Турово» билеты на чартеры. Когда «Турово» закрылся, сервис не смог предложить альтернативу или найти достаточно средств, чтобы компенсировать покупателям их убытки, и, видимо, решил самоустраниться от решения проблемы.
Однако нельзя не обратить внимания на одно обстоятельство. Согласно выписке из реестра ЕГРЮЛ у учредителя «Билетыдешево.ру» и «Лучшиетуры.Оффлайн» Константина Камышникова есть еще две компании, находящиеся в стадии ликвидации. А директором «Билетыдешево.ру» числится некий Александр Викторович Дегтярёв, который является учредителем еще 54 компаний.
Как обезопасить себя от потери денег и невылета?
Как говорят юристы, судя по исчезновению руководства «Билетыдешево.ру», у пострадавших почти нет шансов вернуть деньги.
«Тут важно уточнить, что клиенты «Билетыдешево.ру» покупали именно билеты, а не турпакеты, поэтому на них не распространяются все защитные и страховые механизмы, в том числе фонды «Турпомощи», – добавил советник главы Ростуризма Дмитрий Горин. Всё, что им остается, – обратиться с претензией по месту приобретения билета, а затем в суд. Если на счету компании остались деньги, то их вернут туристам, но это маловероятно. Какие-то шансы есть на так называемый chargeback.
Горин советует самостоятельным путешественникам внимательнее читать договоры и правила реализации билетов на каждом конкретном портале. «Дело в том, что некоторые ресурсы присваивают себе статус платежного сервиса и в договоре прописывают, что клиент не покупает у них билет, а передает деньги на его приобретение. Таким образом они пытаются обманным путем снять с себя ответственность за любой форс-мажор. Особенно это касается продавцов чартерных билетов, поэтому клиентам, решившимся на покупку такого билета, нужно тщательно взвешивать риски», – рассказал спикер.
Коммерческий директор компании «Мой агент» Виктория Кизимова посоветовала в первую очередь внимательно изучить сам сайт по продаже билетов и еще более тщательно – страницу оплаты. Сейчас даже браузеры умеют проверять сайты на безопасность соединения – об этом свидетельствует замочек в начале адресной строки. Совсем нелишним будет почитать отзывы в Интернете, по ним вполне можно сложить мнение о надежности того или иного поставщика, считает эксперт. После покупки билета на регулярный рейс можно сразу же проверить его подлинность на сайте авиакомпании по номеру.
«С чартерными билетами сложнее – ведь они выписываются накануне вылета. Тут важно понимать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И когда человек видит в контекстной рекламе цену на билет в 2 раза дешевле, чем в агрегаторе, он не удосуживается задуматься, как такое возможно. Запомните – скидок по 50 % не бывает, нет такой маржинальности в нашем бизнесе, такие предложения – это с большой долей вероятности фишинг! В поисковиках реальные цены отличаются друг от друга на десятки рублей, максимум на 500–1 000 рублей. А если чартер несильно дешевле регулярки, то лучше всё же переплатить и купить регулярку», – резюмировала Кизимова.
По словам главного редактора портала Travelhubr сооснователя сообщества Travel Startups Леонида Пустова, еще одна проблема заключается в том, что сервисы по продаже чартерных билетов не показывают, какой именно туроператор продает билет, поэтому на момент покупки оценить его надежность невозможно.
Но даже имея доступ к этой информации, обезопасить себя вряд ли получится, уверен гендиректор компании «Чабука» Павел Малышев. «Вот позвонил клиент поставщику, узнал, что он числится в списках пассажиров на рейс, – а на следующий день его вычеркнули, потому что оплата от агента не пришла. К тому же гарантий посадки на конкретный рейс не может дать даже туроператор – рейсы иногда отменяют или заменяют самолёты», – объясняет эксперт.
Кроме того, проблемы могут возникнуть и у самих туроператоров, в том числе давно работающих на рынке.
Гендиректор еще одного чартерного билетного агента Clickavia (тоже пострадавшего от ситуации с «Турово») Андрей Кольчиков признается: чтобы обезопасить рынок билетов на чартеры, необходимо распространить фингарантии на отдельные сегменты турпродукта – в том числе перевозку. Проблем удалось бы избежать, если бы у ОТА, реализующих билеты на чартеры, были рычаги воздействия на поставщиков, которые есть у «регулярщиков», например, возможность аннуляции и модификации билетов, пусть даже со штрафами.
«Это предложение, наверное, правильное, но трудно реализуемое, – считает Дмитрий Горин. – Слишком много изменений пришлось бы вносить в законодательство, включая регламенты Росавиации. Вся загвоздка в том, что чартерный билет выписывается не ранее чем за 24 часа до вылета рейса, а брокеры продают ваучеры, т. е., по сути, филькины грамоты».
Исполнительный директор компании ERV Юлия Алчеева подтвердила, что страхование ответственности продавцов билетов им неинтересно. «В сфере авиаперевозок для начала должны сформироваться фонды и инструменты контроля, иначе это будет дыра для отмывания денег. Страховка рассчитана на те обстоятельства, на которые человек не в силах повлиять, а в данном случае речь идет об обычных коммерческих рисках. Билетный агент не формирует продукт сам, его задача продавать по брутто-цене, забрав комиссию. Он не несет таких рисков, которые можно было бы застраховать», – резюмировала Алчеева.
Пока же, чтобы получить весомую гарантию сохранности своих денег, потребителю остается только одно – переплачивать либо за регулярную перевозку, либо за комплексный турпродукт. А если вы все-таки решили сэкономить за счет покупки чартерного билета, стоит ответственно подходить к выбору площадки для его покупки, руководствуясь рекомендациями экспертов выше.