Агенты уверены - туроператоры скрывают правду
Турагенты, которые бронировали туры через Polar Tour, утверждают, что туроператоры скрыли львиную долю оплаченных заявок. Редакция выяснила, какие доказательства предъявляют потерпевшие и что отвечают поставщики
Вроде есть, а вроде и нет
«Мы располагаем ответами отелей, которые подтверждают, что брони на наших туристов были оплачены туроператорами», – утверждают турагенты Polar Tour. В редакцию HL пришли десятки писем со скриншотами почтовой переписки и аудиозаписями разговоров с отельерами. В них говорится, что часть заявок была аннулирована самими поставщиками, часть до сих пор находится в системах бронирования гостиниц. К примеру, наличие брони от «Пегас Туристик» подтверждает представитель отеля Kiwenga Beach Resort в Танзании. «Я проверил, в нашей системе эта бронь еще есть. Заявка сделана 14 марта. Проживание с 5 по 26 июля. Туроператор ее не аннулировал. На сегодняшний день никаких изменений нет. К сожалению, ваучер или его копию я вам не смогу прислать, так как у меня могут быть проблемы, если «Пегас» вдруг аннулирует бронь», – ответил представитель отеля.
А вот часть переписки туриста с отелем Kaya Hotels в Турции, который попытался выяснить, к кому же ему обращаться с претензией: к туроператору или турагенту. «Очень вас прошу, пришлите, пожалуйста, полную информацию по моему бронированию (номер ваучера, дата регистрации бронирования, дата отмены, кем отменена и т. д. – чем больше сведений, тем лучше). Вы – моя последняя надежда вернуть хотя бы часть денег за несостоявшееся путешествие. Агент полностью перекладывает вину на оператора, прикладывает чеки об оплате, номер заявки в системе оператора в статусе «Подтверждена / Оплачена», а оператор уверяет, что такой заявки нет и никогда не было. Если я получу от вас данные, что оператор бронировал у вас путёвки на меня и мою семью, это будет являться косвенным доказательством, что деньги от агента он все-таки получил», – пишет турист Максим Бочаров. Ответ отеля: резервация была, но 14 июня сам туроператор ее аннулировал.
Позиция туроператоров
Аналогичные подтверждения есть и по другим поставщикам туруслуг. Вопросов у турагентов Polar Tour нет только к «Библио-Глобусу», который подтвердил если не все, то большинство броней. «У нас каждая заявка оплачивалась отдельно, поэтому есть четкая информация по их статусу и нет путаницы», – прокомментировали журналисту HL в руководстве туроператора.
Впрочем, ответить на претензии розницы готовы и те, на кого обрушился их гнев. Гендиректор ООО «Пегас» Анна Подгорная, которая неоднократно общалась с турагентами на эту тему, дает такое объяснение. «Смотрите, мы получили запрос от турагента: есть ли для туриста Иванова место в отеле? В гостинице нам отвечают: для туриста Иванова в вашем блоке место есть. Также как и для Петрова и Сидорова. Блок – это внесенный нами депозит на определенное количество туристов. Дальше мы ждем перевода денег от турагентства «Золотое путешествие» (одно из юрлиц Polar Tour. – Ред.). Но получаем от него письмо, в котором сказано, что он прекращает свою деятельность. На следующий день мы отозвали заявки. Об этих бронях и говорят отели в переписке с турагентами», – прокомментировала Анна Подгорная.
В ANEX Tour не исключают, что Polar Tour действовал в обход российского юрлица компании. «Бренд ANEX международный. С какой компанией работал Polar Tour, я сказать не могу, но вполне возможно, что он бронировал напрямую в странах пребывания», – предположила заместитель генерального директора туроператора Яна Муромова. По ее словам, по всем броням, которые были в системе российской компании (около 150), туры состоялись.
В TEZ TOUR ответили на запрос редакции по конкретной заявке от двух туристов в испанский отель Mediterraneo Salou 3* на даты с 4 по 18 июля. Туроператор утверждает, что такой заявки на бронирование к ним ни от физического, ни от юридического лица не поступало. Соответственно, TEZ TOUR не получал по ней оплаты и не бронировал ее у контрагентов. Мало того, «компания Polar Tour не является агентом ООО «Компания Тез Тур», у нас вообще отсутствуют какие-либо гражданско-правовые отношения с компанией Polar Tour, связанные бронированием туров для туристов», – добавили в компании. Комментария от Coral Travel получить пока не удалось.
Если обобщить позицию поставщиков туруслуг, то сводится она к одному мнению: турагенты виноваты сами. «Они заключали договоры с туристами, брали с них деньги, а дальше, чтобы уйти от налогов и получить дополнительные 50 $, шли на сделку с сомнительным партнером», – прокомментировали в одном из туроператоров. Взаимодействие с такими поставщиками многие годы было привычной практикой. «Я с каждым, кто ко мне пришел, разговаривала. И на мой вопрос: почему через Polar Tour, а не через нас, они отвечали: не хотим светиться в Роспотребнадзоре, или нет юрлица, или они не платят налоги, потому что не заключают с нами гражданско-правовой договор. Вот и вся арифметика», – отметила Анна Подгорная.
Между тем отдельные эксперты утверждают, на рынке распространена практика прямых валютных платежей на расчетные счета туроператоров, де-юре не имеющих к ним отношения. Такие заявки не находятся в поле правовой защиты, но на них компании дают более выгодные условия контрактинга. Соответственно, когда возникает спорная ситуация, туроператор может сослаться на то, что не видит в системе этих заявок.
Как бы то ни было, разбираться теперь будут правоохранительные органы, а чиновники правительственных структур умывают руки.
Проблемы, возникшие вследствие краха Polar Tour, на прошлой неделе обсудили в департаменте культуры. «Там было четко сказано: всё, что касается Polar Tour, – это к полиции, но никак ни к Ростуризму и правительству. Законов, регулирующих такое положение дел, предостаточно: УК РФ, ГК РФ, Закон РФ о защите прав потребителей и т. д.», – рассказал HL один из участников встречи.