И что будет с ценами на отдых за границей?
«Окончательное и полное» прекращение огня между Израилем и Ираном, о котором президент США Трамп с помпой оповестил мир утром 24 июня, не продержалось и трех часов. Взаимные обстрелы возобновились. По всей видимости, до завершения войны на Ближнем Востоке еще далеко, вооруженный конфликт рискует на долгие месяцы перейти в «тлеющую» стадию. О том, как это может «переформатировать» выездной туризм, в нашей статье.
В зоне турбулентности
Если взаимные удары Израиля и Ирана продолжатся – даже с меньшей интенсивностью, воздушное пространство над этими странами придется по-прежнему держать закрытым.
Туризму в Ближневосточный регион это не сулит ничего хорошего. Рейсам в аэропорты ОАЭ, Катара, Омана из городов европейской части РФ и в зимнем сезоне придется тратить в пути лишние 2 часа в каждую сторону, а значит, вероятен рост тарифов на этих направлениях. Авиакомпаниям нужно будет задействовать на маршрутах дальнемагистральные самолеты, возникнет ли их дефицит – вопрос открытый, так как трудно спрогнозировать спрос, ведь интерес туристов к отдыху в ОАЭ может снизиться на фоне нестабильной обстановки в регионе.
Контракты туроператоров с эмиратскими отелями и принимающими компаниями подписываются на год. Однако, как поясняют участники рынка, ценовые условия «не вырублены на скрижалях» – в договоренности могут вноситься коррективы: снижение стоимости размещения в случае недостаточного спроса или, наоборот, увеличение при обратной ситуации на рынке. Какой из факторов – вероятное удорожание блочных мест на рейсах или возможные скидки от гостиниц в большей степени скажутся на стоимости туров в ОАЭ в зимний сезон, пока гадание на кофейной гуще, говорят руководители опрошенных нами туроператоров.
Рынок РФ далеко не самый значимый для Эмиратов – гораздо больше туристов прибывает на отдых из соседних богатых стран Персидского залива, кроме того, из Европы, особенно из Великобритании. Европейская клиентура предпочитает бронировать туры на большую глубину, а сейчас, в ситуации неопределенности, спрос с ее стороны на зимние поездки может притормозиться. Не исключено, что это вынудит отельеров ОАЭ повернуться лицом к российским туроператорам. Если гостиницы ощутят недозагрузку, то ближе к зимнему сезону возможны спецпредложения для туристов из России в расчете на продажи last minute (в последний момент. – Ред.).
Обходными путями
Аэропорты ОАЭ, Катара, Омана, в меньшей степени Бахрейна и Кувейта активно используются туристами как транзитные хабы для стыковочных перелетов на Мальдивы, Шри-Ланку, Сейшелы, другие острова Индийского океана, а также в страны Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия), в Африку. Однако сейчас из-за прецедентов закрытия воздушного пространства над хабами стыковки в ближневосточных аэропортах не гарантируют, что пассажиры успеют на самолет по следующей части маршрута. Есть риск надолго застрять в авиагавани ввиду вероятных задержек, а то и отмен вылетов. После обстрела Ираном американской военной базы в Катаре некоторые иностранные авиакомпании осторожничают. Например, о стыковочных рейсах на Gulf Air пока говорить вообще не приходится – с вечера 23 июня ее самолеты следуют из Москвы в Бахрейн с посадкой на Кипре, а в обратном направлении – в Египте. EgyptAir и вовсе отменила перелеты между Каиром и странами Персидского залива «до нормализации ситуации».
В туркомпаниях отмечают, что стали рекомендовать своим клиентам альтернативные рейсы с пересадками. Например, через Китай. Маршруты на Мальдивы со стыковками в шанхайском аэропорту Пудун начали пользоваться повышенным спросом еще неделю назад, вскоре после начала израильско-иранского военного противостояния. Туристов не смущает более 20 часов в пути в каждую сторону, возможно, сказываются и выгодные тарифы, предлагаемые китайскими перевозчиками. Можно предположить, что такая логистика на дальних туристических направлениях продолжит набирать популярность.
У кого шансы снять сливки?
Если Ближний Восток продолжит оставаться зоной нестабильности (с постоянным или периодическими закрытиями воздушного пространства. – Ред.), список популярных зимой туристических направлений может заметно переформатироваться. Все шансы укрепить свои позиции есть у стран ЮВА – Таиланда, а также Вьетнама, куда туроператоры с этого года ставят все больше рейсов. Не исключено, что вырастет интерес и к зимнему отдыху в Турции: прямые перелеты до Анталийского побережья относительно непродолжительны и не сулят риска застрять в пути, а купаться можно и в подогреваемых бассейнах, которые есть во многих отелях на курортах.