Восстановление делового туризма обернулось скандалом
Публичный разрыв отношений между туроператором «Академсервис» и пятизвездочным московским отелем «Radisson Blu Олимпийский» вызвал бурное обсуждение в респектабельном сообществе делового туризма. В сфере MICE, где крутятся большие деньги на организацию командировок, мероприятий крупных корпораций, конференций и спортивных событий, обычно предпочитают не выносить сор из избы. Однако глава «Академсервиса» Леонид Исакович назвал абсолютно возмутительным решение гостиницы внезапно аннулировать брони для 22 групп от его компании на 2024 год. Более того – нарушил негласное правило: выложил деловую переписку и призвал коллег присоединиться к бойкоту и не работать с московским отелем.
Как только это заявление было опубликовано на сайте «Академсервиса», а затем и на «ТурДоме», в комментариях появились просьбы дать слово второй стороне конфликта. В течение 25 и 26 декабря редакция отправила несколько обращений представителям «Radisson Blu Олимпийский», но пока не получила ответа. Судя по всему, администрация обдумывает формулировки, так как ситуация из ряда вон. Поэтому вопросы о том, кто прав в этой истории и почему туроператор решился на демарш, мы проанализируем, руководствуясь имеющейся информацией.
Из обнародованной «Академсервисом» переписки следует, что менеджер отеля сначала подтвердил туроператору размещение для групп по цене от 9200 до 11 000 руб. за номер, но затем отыграл назад: «Поскольку серия ваших бронирований попадает на период высокого спроса, где загрузка отеля уже превышает 60%, мы вынуждены отказать в ранее подтвержденных запросах». При этом половину письма занимают извинения менеджера: «Поверьте, мы никогда не славились на рынке подобными ситуациями и уверяем вас, что это действительно исключение».
Один из наших собеседников обратил внимание, что даты отмененных бронирований «Академсервиса» совпадают с крупными отраслевыми выставками в Москве. Например, «Нефтегаз-2024». На период ее проведения (15–18 апреля) было заказано 30 номеров по 9200 руб. (включая завтраки). Это многое объясняет. За последний год спрос на пятизвездочные гостиницы вырос на 30% и, как следствие, отели Москвы поднимают цены. «За такие деньги продавать номера в 5 звездах на даты выставок нельзя. Генеральный менеджер бьется за эффективность», – считает наш собеседник из сферы делового туризма. Ситуация выглядит как ошибка сотрудника и попытка руководства ее исправить. Тем не менее если руководствоваться бизнес-этикой, то прав все же туроператор.
Эту точку зрения в комментарии нашему корреспонденту поддержал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов: «С одной стороны, отелю хочется получить наилучший финансовый результат, с другой – договор есть договор. Каждый волен вести бизнес как считает нужным, но если все так, как ситуацию представил “Академсервис”, то отель не совсем прав».
Возможно, причина такого поведения не связана с человеческим фактором. Radisson Hotel Group выкуплен одним из китайских конгломератов. И в то время как другие международные бренды покидают нашу страну, эта группа чувствует себя уверенно. По данным из открытых источников, АО «Траст-Резерв», которая владеет «Radisson Blu Олимпийский», в 2022 году получило чистую прибыль в 658 млн руб. Поэтому не исключена и еще одна версия, почему отказали туроператору: просто могут себе позволить.
Так или иначе, но факт в том, что руководство «Академсервиса» крайне редко прибегает к жанру публичных заявлений – только если речь идет о репутации (в 2018 году г-н Исакович даже назвал одного из оппонентов подонком. – Ред.). Видимо, отказ со стороны «Рэдиссона» в «Академсервисе» расценили как неуважение к заслугам, а возможно, и опасный прецедент для бизнеса в целом. Если каждый отель начнет вот так манкировать отношениями с одним из старейших туроператоров («Академсервису» 33 года. – Ред.), то пиши пропало. Возможно, именно поэтому «Академсервис» не только предал огласке конфликт с «Рэдиссоном», но и попытался подтянуть на свою сторону коллег. В письме Леонида Исаковича опубликован внушительный список известных компаний – их призвали последовать примеру «Академсервиса» и аннулировать договоры с «Radisson Blu Олимпийский».
Однако вопрос о том, насколько это обращение возымеет эффект, пока открыт. С одной стороны, как минимум в двух компаниях из списка, в «Броневике» и «Островке», нашей редакции сообщили, что продолжат работать с этим отелем. Однако в третьей, специализирующейся как раз в сфере MICE, дали понять, что разделяют позицию «Академсервиса». И назвали поведение администрации гостиницы недальновидным: «“Академсервис” – это не только эпизодические группы. У компании есть серьезные госконтракты, они занимаются форумами, работают с MICE-агентствами и т. д.; для любого отеля отношения с таким консолидатором важны».