Могут ли клиенты «Аэрофлота» получить компенсацию
Самолет «Аэрофлота» попал в зону сильной турбулентности, пассажиры получили травмы, некоторым предстоит операция в столице Таиланда. Отдых насмарку, время потеряно, следующий отпуск нескоро. Перевозчик обещал оплатить лечение – но это и так предусмотрено страховкой. А вот компенсировать моральный ущерб и проживание в отелях компания не обязана. И в этой ситуации можно занять выжидательную позицию, а можно идти в суд.
Вместо пляжа – в больницу
Boeing-777 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс по маршруту Москва – Бангкок 1 мая, при подлете к аэропорту назначения попал в зону сильной турбулентности. 27 человек из 313 пассажиров пострадали, 24 из них – россияне, они получили травмы различной степени тяжести. Все пострадавшие доставлены в больницу Бангкока. По состоянию на 2 мая 15 россиян остаются в больнице, четверо из них прооперированы, еще нескольким операция только предстоит.
«Представительство «Аэрофлота» при необходимости осуществляет отмену бронирований отелей, переносы сроков заселения, а также переоформление авиабилетов на ближайшие рейсы до конечных пунктов для трансферных пассажиров. Все связанные с переоформлением расходы, а также расходы на лечение пассажиров полностью взяла на себя авиакомпания», – сообщил нацперевозчик в пресс-релизе. Но согласно закону, лечение туристов и так компенсируется из страховки, которая входит в стоимость билета всех авиапассажиров, – тут «Аэрофлот» особого благородства не проявляет.
Лечение оплатить обязаны, остальное – зависит от позиции
«По закону 67-ФЗ, все пассажиры авиатранспорта автоматически страхуются и имеют право на возмещение вреда, полученного при перевозке. Эта страховка включает все телесные повреждения и заболевания, возникшие в результате страховых случаев. Ее покрытие – не менее 2 млн рублей. Страховщики рейсов «Аэрофлота» – «АльфаСтрахование» и «Согаз», – рассказал HotLine.travel Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата». По его словам, страховка покрывает также доходы, которых потерпевший лишился в связи с нетрудоспособностью, дополнительные расходы на восстановление здоровья и другие расходы, не относящиеся к данному случаю.
Тем не менее компенсации за моральный ущерб – а это испорченный отпуск, который туристы проведут в больнице, – перевозчик и страховые компании выплачивать не обязаны, отметил эксперт. Конечно, они могут договориться между собой о фиксированных выплатах каждому пострадавшему, независимо от тяжести травм. Но если компании не станут этого делать, получить такую компенсацию при желании можно будет только через суд, предъявив иск к «Аэрофлоту».
«Шансы выиграть суд есть, так как налицо факт причинения вреда здоровью, морального вреда, и есть доказательства. Но авиакомпания может доказать, что ее вины в несчастном случае нет, пассажиры были предупреждены о необходимости пристегиваться в течении всего полета, метеопрогноз был благоприятный, а моральный вред возмещается только при наличии вины. То же самое касается и компенсации за проживание в отелях для тех пассажиров, кто оказался в больнице – «Аэрофлот» будет обязан оплатить и это, если его вина будет доказана в рамках гражданского иска. Если суд посчитает, что вины компании нет, все выплаты останутся только в рамках страхового возмещения расходов на медицину и смежные расходы», – прокомментировал Мохов. В то же время, по его мнению, «Аэрофлот» вряд ли будет доводить дело до суда и в индивидуальном порядке определит размер компенсации для каждого пострадавшего.
Как гром среди ясного неба
В пресс-релизе «Аэрофлота» сообщается, что явление, с которым столкнулся Boeing 777, в авиации известно как «турбулентность ясного неба». Оно возникает не в облаках, а в чистом небе, и радиолокатор не может уловить его приближение, поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места.
«Это единичный случай. Такое явление может возникать на разных этапах полета, это нормальное состояние воздушного океана. На высотах массы воздуха перемещаются с большой скоростью. Поэтому желательно сидеть пристегнутым во время полета, даже когда лампочка «Пристегните ремни» погасла», – прокомментировал Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора Ассоциации воздушного транспорта РФ.
Предыдущее крупное происшествие, связанное с турбулентностью, произошло с российским лайнером почти 10 лет назад. 2 апреля 2005 года самолет Ту-204 компании «Кавминводыавиа», возвращавшийся в Москву со 188 туристами на борту, после взлета в Шарм-эль-Шейхе стал резко терять высоту. В результате некоторые пассажиры получили ссадины и ушибы, а одну женщину, которая после завершения рейса, по словам представителя TEZ Tour, потеряла сознание на паспортном контроле в Шереметьево, пришлось госпитализировать.
Были ли удовлетворены требования четверых пассажиров к перевозчику о возмещении причиненного ущерба, неизвестно: в «Кавминводыавиа» тогда наотрез отказались комментировать ситуацию. Следовательно, ввиду редкости подобных случаев правоприменительная практика в данных ситуациях, по всей видимости, не сложилась.