Мировой опыт подсказывает: для восстановления нужно время и деньги
Спустя 4 месяца после попадания в Черное море нескольких тысяч тонн мазута и ежедневной уборки пляжей в Краснодарском крае остаются вопросы – как долго будут проявляться последствия и когда восстановится туризм? В поисках ответов редакция выяснила, как идут работы, и проанализировала опыт других стран, ведь разливы нефти случались и раньше.
Разлив мазута: что к нему привело
15 декабря 2024 года во время шторма в Черном море корпус танкера «Волгонефть-212» разломился на две части, которые затонули в нескольких километрах от побережья Крыма – недалеко от п. Заветное на мысе Такиль. Тоже произошло и с «Волгонефть-239» на другой стороне Керченского пролива – рядом с Таманью: одна половина корпуса села на мель у мыса Панагия, вторая ушла на дно. На судах перевозили свыше 9 тыс. тонн мазута, по оценкам, треть которого попала в воду из поврежденных танков. До последнего времени нефтепродукты порциями выносило на берег. Произошла масштабная экологическая катастрофа.
Мазут в Анапе: что сделано и что предстоит
В публикациях на «ТурДоме» мы регулярно сообщали, как происходила очистка пляжей. За 4 месяца были собраны сотни тысяч тонн загрязненного песка и грунта, который вывезли на спецполигоны, утилизированы тысячи тонн мазутосодержащей жидкости.
По состоянию на начало апреля ущерб оценен почти в 85 млрд руб. Очевидно, что сумма эта далеко не окончательная, так как работ по ликвидации последствий крушения танкеров предстоит еще немало.
Только в Краснодарском крае на пострадавшие пляжи надо завезти порядка 840 тыс. кубометров чистого песка. В Минприроды рассчитывают, что проектно-сметную документацию подготовят к сентябрю, к работам приступят в IV квартале и к маю 2026 года завершат восстановление пляжных зон. Одно из необходимых условий – прекращение выбросов мазута на берег.
Находившуюся на мели корму танкера «Волгонефть-239» уже разобрали. Чтобы не допустить новых утечек из находящихся под водой еще трех частей судов, их накроют коффердамами – специальными колпаками, которые еще предстоит построить. Конструкция должна защитить от разрушения во время штормов, пока все не утилизируют. Закончить работы надеются также в 2026 году.
Что касается мазута, который уже попал в море, то есть два сценария развития событий. Одна из его физических особенностей – застывание при 25 °C для марки М100 и при +10 для М40. В холодной воде нефтепродукты способны сгустками опускаться на дно, а при повышении температуры – размягчаться и всплывать на поверхность, где волны будут их гнать к побережью или уносить дальше в море. При этом у ученых есть надежда, что со временем анаэробные бактерии сумеют постепенно переработать мазут в донных отложениях, правда на это потребуется добрый десяток лет.
Мазут в Черном море: последствия ЧП в 2007-м
Нынешнее ЧП в акватории Керченского пролива – не уникальный случай. Во время шторма в ноябре 2007 года на рейдовой стоянке порта Кавказ, на косе Чушка раскололся пополам танкер «Волгонефть-139». Носовая часть осталась на месте, а корму утащило на отмель косы Тузла. В МЧС сообщали тогда об утечке 1,3 тыс. тонн мазута.
По отчетам, удалось собрать три четверти вытекшего из танков, остальное осело на дно. Летом же следующего, 2008 года произошли новые выбросы на Тузле – в прогретой воде мазут всплыл на поверхность. По наблюдениям ученых из Института проблем экологии и эволюции РАН, последствия той аварии ощущались до недавнего времени по отношению ко всей экосистеме. Однако для туризма катастрофы тогда не было. Возможно, благодаря тому, что нефтепродукты попали в акваторию Азовского моря, а в Черное море, на берегах которого находятся основные курорты, унесло лишь незначительную часть.
Разливы нефти – влияние на туризм
Нефть и нефтепродукты достаточно часто попадают в море во время различных ЧП. Во Франции во время шторма в 1978 году сел на мель танкер Amoco Cadiz – это случилось у берегов Бретани, которая является вторым по значимости туристическим регионом после Ривьеры. В море попало 220 тыс. тонн нефти. Пострадали пляжи в 76 районах – для уборки нефти привлекли армию и тяжелую технику со всей страны. На восстановление 300-километровой береговой линии потребовалось полгода: работы затруднило проникновение нефти на полметра в глубину, а также появление из-за волн перемежающихся слоев чистого и загрязненного песка. Некоторые пляжи чистили по 6 раз. И хотя на скалистых берегах нефтяная корка держалась несколько лет, туристы стали возвращаться на любимые курорты уже через год. Общие затраты на ликвидацию последствий оценили тогда в 100 млн долларов.
В 1979 году в Мексиканском заливе произошла авария на нефтяной платформе Ixtoc I – за 9 месяцев в воде оказалось 450 тыс. тонн нефти. Часть ее сгорела, что-то собрали, примерно четверть объема, как подсчитали экологи, опустилась на дно. Тогда нефтяная пленка накрыла побережье от полуострова Юкатан в Мексике до Техаса в США. На ликвидацию последствий ушло 10 месяцев. За это время в том же Техасе туризм сошел практически на нет: турбизнес и сопутствующая инфраструктура потеряли несколько сотен миллионов долларов. Через 2 года с восстановлением экосистемы стал расти и турпоток. Ущерб природе и туризму оценили в 1,5 млрд долларов.
Еще больший урон принесла авария на добывающей платформе Deepwater Horizon в 2010 году, также в Мексиканском заливе. Почти полмиллиона тонн нефти загрязнило огромную акваторию и более 2 тыс. км побережья с многочисленными курортами. Индустрия гостеприимства в Луизиане, Алабаме, Миссисипи и Флориде пережила резкий спад бронирований, который частично компенсировало размещение участников ликвидации ЧП. Ситуация стала нормализоваться также спустя пару лет после катастрофы: курорты и бюджетные отели восстановили прежние объемы приема гостей. При этом значительная часть небольших семейных ресторанов, сувенирных магазинчиков, проката лодок вынуждена была закрыться. Нефтяная компания BP признала свою ответственность за экологическое бедствие и заплатила по искам 65 млрд долларов.
Опыт преодоления масштабных аварий в мире показал, что, несмотря на значительный урон природе и турбизнесу в прибрежных районах, туристы уже через год-два возвращались в прежнем объеме. На курортах Анапы сегодня беспокоятся, что потеряют в предстоящем летнем сезоне многих клиентов, которые рассматривают отдых в других местах. Однако есть надежда, что ситуация нормализуется с завершением восстановительных работ уже в следующем году.