Кто виноват в аварии, погубившей 40 пассажиров и бортпроводника
Решение суда о том, виновен ли пилот Денис Евдокимов в гибели 41 человека, будет вынесено 20 июня. Об этом стало известно 24 мая в ходе заседания Химкинского городского суда Московской области по делу о крушении самолета «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево в 2019 году. Редакция публикует обзор причин трагедии, которыми в интервью на канале Air Crash Investigation поделился заслуженный пилот России и один из участников расследования Юрий Сытник.
Самолет сгорел на полосе
Напомним суть событий. Четыре года назад 5 мая рейс SU 1492 Москва – Мурманск авиакомпании «Аэрофлот» вылетел в 6 часов вечера, а спустя полчаса во время экстренной жесткой посадки самолет загорелся. Из 78 человек, находящихся на борту, спаслись только 37.
Решение о возвращении было принято после попадания молнии в корпус лайнера, вызвавшей отказ в работе автоматики. Причиной последующей трагедии прокуратура назвала ошибки командира воздушного судна при управлении в нестандартной ситуации.
Судебный процесс начали через год, в его ходе было проведено множество экспертиз. Как заявляли в ходе заседаний защитники, обвинение использовало в своих выводах, в частности, лётную оценку Юрия Сытника.
Что рассказал эксперт
Бывший лётный директор «Внуковских авиалиний» и эксперт Следственного комитета РФ Юрий Сытник уже принимал участие в расследованиях ряда авиакрушений. По его словам, он был очень удивлен, узнав, что исправный самолет загорелся на полосе в хорошую погоду: «Лайнер не мог посадить только неумеха, у которого просто нет навыков летать в ручном режиме».
«Поэтому я написал лётную оценку с чистой совестью, что этот человек не способен был выполнять обязанности командира корабля на Sukhoi Superjet 100», – сказал эксперт. И добавил, что все летчики, с которыми он общался, «были поражены теми действиями, которые выполнял экипаж в данном рейсе и которые уничтожили самолет и пассажиров».
Сытник подчеркнул: о грозе на маршруте пилота предупреждали. Командир корабля принял решение не обходить опасный район. Причина этого – нежелание тратить лишнее топливо, на что в авиакомпании обращают особое внимание. Пилот имеет право оценивать ситуацию и действовать самостоятельно, а правильно или нет – это уже потом разбирают.
«В данном случае произошел разряд молнии в самолет и одна из автоматических систем перешла в спящий режим, которую только на земле можно потом включить заново, – пояснил Ю. Сытник. – Экипаж этого не знал: при посадке несколько раз пытались перейти на автоматическое управление – не получилось, а так как на ручном режиме они никогда не летали, то у них был обыкновенный мандраж. Пилот делал хаотичные движения боковой ручкой управления – по нескольку раз от упора до упора за секунду. Самолет не понимал, что хочет командир: выровнять и снижаться, поднять нос и набирать высоту, или держать в горизонте».
Находясь в шоковом состоянии, пилот в итоге ударил самолет о ВПП с перегрузкой выше, чем у военных бортов, и никакое шасси и конструкция крыла вынести этого не могли, считает Ю. Сытник. Далее обломки от шасси пробили топливные баки в крыле, и керосин загорелся.
Важным моментом было то, что при вынужденном приземлении суперджет имел превышающий вес. По замечанию эксперта, изредка такие посадки можно производить, но нужно уметь их делать, «а так эти парни никогда не садились с таким весом».
В своем рассказе он отдельно остановился на роли второго пилота, хотя в экспертном заключении ничего об этом не говорил. «По лётным документам «Аэрофлота» он не имеет права ни взлетать, ни садиться с пассажирами на борту без специальной программы. Получается, что помощник командира никогда на ручном режиме не летает, только на автоматическом».
И сделал эмоциональный вывод, что автомату все равно, кто нажимает кнопку, – командир или второй пилот: «Сидеть оператором и нажимать кнопки – это обезьяну можно научить».
Что еще поразило участвовавшего в судебном процессе эксперта – дальнейшее поведение пилотов. «Они сидят в кабине и выполняют чек-лист по посадке: идиотизм – так они объясняли, почему долго не давали команду на эвакуацию пассажиров. И кстати, не принимали никакого участия в их спасении, девочки-проводницы взяли всю ответственность на себя и помогали людям».
По его словам, сначала второй пилот спустился из кабины через форточку по канату, что зафиксировали камеры видеонаблюдения, увидел, что двигатели работают и разжигают пламя, снова по трапу поднялся в кабину, а затем вытащил из нее сидящего в ступоре командира.
В интервью на Ютубе эксперт заявил, что его сегодняшняя негативная оценка личности командира судна связана с тем, что «от фактов уйти нельзя – погибли люди, самолет сгорел, и заявить, что никто не виноват, – такого не бывает». Кроме того, у каждого есть родственники, кого коснулось горе из-за неумелых действий.
«Парень, когда учил этот самолет, то куда смотрел, в носу ковырял?» – задал он риторический вопрос. И сам же на него ответил: «Автомат – это хорошо, он не делает лишних движений, принимает решения гораздо быстрее человека, автоматическая система управления очень нужна при плохих метеоусловиях, но летчики должны уметь летать вручную, без компьютера». И дальше констатировал, что, к сожалению, в стране потеряна прежняя школа лётной подготовки.
Вокруг процесса
Представитель гособвинения посчитал, что вина подсудимого доказана, и запросил у суда наказание Дениса Евдокимова в виде 6 лет заключения в колонии-поселении. Родственники погибших поддержали требование прокуратуры. При этом адвокатура настаивает, что подсудимый не в полной мере виноват в произошедшем, и следует применить более легкую статью, по которой максимальный срок – 2 года лишения свободы.
В комментариях под опубликованным видео также есть различные утверждения: от гнева до попыток понять произошедшее и есть ли возможность в будущем избежать крушений самолетов и гибели пассажиров.
В частности, в чате считают, что главная вина лежит на системе прохождения тренажерных подготовок, и в целом высказывают претензии к подготовке лётных кадров. «Странно, если он не мог выполнять обязанности КВС, тогда привлечь к ответственности надо не пилота, а того, кто дал допуск на самолет», – недоумевают в паблике.
«Лично летал с Денисом Евдокимовым, будучи вторым пилотом на суперджете, и по приводам мы с ним летали, и визуально, – поделился его бывший коллега. – Я вину с него не снимаю, но он точно не болван, как о нем говорит Юрий Михайлович».
Официальную точку зрения на причины гибели пассажиров и действия летчика мы узнаем уже скоро – из приговора суда.