Рейсы в Россию сокращают, не дожидаясь итогов расследования
Последствия авиакатастрофы в Актау стали главной темой уходящей недели: уже четыре иностранные авиакомпании ограничили или приостановили рейсы в Россию. Какие последствия будут для турбизнеса? Постараемся ответить, подытожив то, какая информация есть к этому часу.
Какие рейсы прекращены
Расследование займет время, но уже понятно, что последствия трагедии для международных авиаперевозок из России ощутимы. Уже в среду, 25 декабря, AZAL приостановила рейсы в Грозный и Махачкалу. А в пятницу отменила полеты еще в восемь российских городов: Минводы, Сочи, Волгоград, Уфу, Самару, Саратов, Нижний Новгород, Владикавказ.
Как сообщает пресс-служба AZAL со ссылкой на постановление Государственного управления гражданской авиации Азербайджана, этот шаг предпринят «с учетом возможных рисков для безопасности полетов». Действовать постановление будет до окончания расследования, то есть неопределенный период.
При этом перевозчик сохранил рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск.
Кроме AZAL, полеты в Россию ограничили еще три иностранные авиакомпании, причем каждая по-своему и на разный срок. В четверг El Al объявила о приостановке полетов из Тель-Авива в Москву на неделю, пообещав в течение этого времени провести оценку ситуации. Казахстанская Qazaq Air отменила рейсы Астана – Екатеринбург вплоть до 27 января. Однако маршруты в Новосибирск и Омск оставлены, так как они «соответствуют критериям оценки рисков» авиакомпании.
В свою очередь flydubai 27 декабря официально подтвердила «ТурДому» отмену рейсов из Дубая в Минводы «по техническим причинам» до 3 января включительно, а в Сочи – до 2-го. По первоначальной информации от туроператоров, пауза должна была продлиться до 5.01.2025.
Что изменится для туристов
Несмотря на то что самую существенную корректировку расписания произвела AZAL, убрав из расписания рейсы в 10 городов России, этот шаг затронет в основном пассажиров, которые перемещаются с деловыми целями или навещают родственников. Туристы тоже ездят в Азербайджан ради экскурсий и отдыха в горах. Однако с точки зрения объемов это не массовое направление, тем более зимой. А вот тот факт, что из Баку у AZAL есть рейсы во многие популярные города Европы, а также на Мальдивы, имеет значение. Туристам из регионов РФ, которые планировали добираться в другие страны через Баку, придется менять билеты и маршруты. Возможно, возникнут и трудности у тех, кто уже находится за границей и планировал возвращаться в свой город через столицу Азербайджана. Впрочем, вряд ли количество таких пассажиров окажется значительным, так как в регионах спрос на Европу невысокий из-за сложностей с визами. А для полетов в теплые страны россияне, как правило, используют более крупные хабы. Например, Дубай.
В этой связи приостановка рейсов flydubai в Минводы и Сочи, безусловно, стала стрессом для турбизнеса и туристов. На новогодние каникулы реализовано большое количество билетов как в свободной продаже, так и в составе турпакетов. Туроператоры вместе с турагентами сейчас находятся на связи со своими клиентами и экстренно ищут для них альтернативы. Это непросто, так как мест на других рейсах уже либо нет, либо осталось мало.
Впрочем, в похожей ситуации турбизнес оказывался уже не раз. Можно предположить, что в каждом конкретном случае решение все-таки будет найдено. Кто-то согласится на сдвиг дат, кого-то отправят из другого города или предложат вылететь на отдых в другую страну.
Что касается приостановки рейсов El Al из Тель-Авива в Москву, то для организованного туризма это событие точно не будет иметь никакого значения, так как рекомендация МИД воздержаться от поездок в Израиль не отменена и туроператоры туры туда не продают. Свои планы придется корректировать только тем, кто собирался в самостоятельную поездку или к родственникам. Вряд ли заметят туристы и отсутствие маршрута Астана – Екатеринбург, он востребован в деловых целях.
Остается надеяться, что список отмененных рейсов или перевозчиков, решившихся на такой шаг, не увеличится. Полностью исключать такого сценария развития событий нельзя, поскольку расследование авиакатастрофы Актау продолжается, результаты еще только предстоит объявить, а выводы – сделать.
«Мог быть сбит»: что известно о причинах авиакатастрофы в Актау
Самолет марки Embraer E190 утром 25 декабря выполнял рейс Баку – Грозный, но разбился на противоположной стороне Каспийского моря – в казахстанском Актау. На борту были 67 человек: 62 пассажира и пять членов экипажа. Выжили 32. В последующие дни в СМИ обсуждались возможные причины случившегося. Поначалу преобладала информация о столкновении с птицами и взрыве газового баллона. Однако впоследствии с подачи иностранных источников в медийном пространстве чаще стала звучать другая версия – о работе ПВО в районе аэропорта Грозный. Например, координатор стратегических коммуникаций совета нацбезопасности Белого дома Джон Кирби заявил, что якобы существуют первичные признаки того, что самолет рейсом Баку – Грозный азербайджанских авиалиний мог быть сбит ПВО РФ.
Пресс-служба AZAL со ссылкой на предварительные результаты расследования в пятницу о причинах катастрофы высказалась так: «внешнее физическое и техническое воздействие».
В тот же день руководитель Росавиации Дмитрий Ядров выступил с видеообращением и призвал тщательно «выверить все обстоятельства». Он обратил внимание, что «обстановка в этот день и в эти часы в районе аэропорта Грозный была весьма сложной». Ядров уточнил, что действовал план «Ковер», так как аэропорт атаковали украинские беспилотники. Это предусматривало немедленный уход гражданских самолетов из обозначенной зоны. Кроме того, в то утро был плотный туман, помешавший пилоту Embraer сесть в Грозном – он пытался дважды. Именно после этого командир направил борт в Актау, хотя ему предлагали и другие аэропорты (Ядров не пояснил, какие именно. – Ред.).