Форс-мажор и как с ним работать
В планы туристов и турфирм снова вмешалась стихия. Многим путешественникам пришлось задержаться из-за урагана «Ирма» в Доминикане в конце прошлой недели. Теперь отменяются вылеты на Кубу, как сообщается в новостях на TourDom.ru. Вопрос: если клиенту приходится переселяться с побережья в более безопасное место или же его вылет в Россию задерживается из-за урагана, кто должен оплачивать проживание в отеле? Сам турист? Туроператор? Авиакомпания?
А если денег нет?
В Интернете по запросу «ураган Ирма видео» или «ураган последние новости» вы найдете сюжеты о том, как туристов эвакуировали из пляжных отелей в Доминикане. «Сколько придется доплачивать за отель? 65 $ с человека в день? Да еще за трансфер платить? – спрашивает шокированная клиентка. – А если денег нет?» «Звоните домой, просите, чтобы прислали», – советует представитель турфирмы.
И в комментариях к видео дискуссия. «Почему оператор, продавая тур по рыночной конкурентной цене, должен бесплатно страховать туриста от всего? Туристу ночь обойдется в 60 $. А оператору 60 х 3000 чел. = 180 000 $. Тут нужно вести диалог, а не просто требовать всего бесплатного», – пишет человек, явно имеющий отношение к туристическому бизнесу.
Ему возражает обычный пользователь, потенциальный турист: «Потому что обязан. Оператор зарабатывает деньги, и часть их обязан тратить на подобные форс-мажоры».
Ого, в ход пошли юридические термины. Логично обратиться за комментариями непосредственно к юристам – кто кому и что должен в ситуации, если ураган сейчас хозяйничает на курортах?
Во-первых, что такое форс-мажор?
Непреодолимая сила
Поясняет учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
Согласно Гражданскому кодексу РФ обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) – чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта) либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
Каковы юридические последствия форс-мажорной ситуации? Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору.
Ураган «Ирма» – это форс-мажор?
Да, если конфликт между клиентом и турфирмой перейдет в юридическую плоскость, то суд может квалифицировать обстоятельства как форс-мажорные на основании ст. 401 ГК РФ.
Но в данной ситуации факт наличия или отсутствия форс-мажора не обязательно влияет на обязательства участников рынка перед туристами. Рассмотрим конкретные примеры из недавней практики.
Кто кому должен
Допустим, турист не может своевременно вылететь в Россию из Доминиканской Республики, потому что его вылет откладывается из-за урагана «Ирма» (а такие случаи были. – Ред.). Кто должен оплатить его проживание в отеле на время ожидания вылета? Авиакомпания, причем вне зависимости от того, регулярный это рейс или чартерный, говорит Георгий Мохов. Именно перевозчик обязан обеспечить комфорт ожидания, неважно, чем оно вызвано, – неисправностью воздушного судна или форс-мажорными обстоятельствами. Но для этого клиент должен прибыть в аэропорт и получить ваучер на отель, предлагаемый авиакомпанией. Если же он не явился, а сам нашел для себя вариант проживания и оплатил его, то может потом обратиться за компенсацией к перевозчику, а при отказе – в суд. Юристы затрудняются спрогнозировать исход разбирательства, всё будет зависеть от позиции конкретного судьи.
Другая ситуация. Рейс откладывается, туроператор сообщает об этом туристам, причем в аэропорт их не везет, предлагает задержаться в отеле или переехать в другую гостиницу. Кто платит за дополнительные ночи? По логике вещей – туроператор, ведь это по его инициативе турист лишился возможности получить размещение за счет авиакомпании. Но что если он (туроператор) платить отказывается? Тогда клиент потом вправе сделать попытку взыскать с него свои расходы через суд, а оператор может аргументировать свою позицию наступлением форс-мажорных обстоятельств, которые, допустим, не позволили ему доставить клиента в аэропорт. Каковы шансы туриста добиться положительного для себя решения суда? «Шансы эти не железобетонные, с учетом форс-мажора. Но я бы взялся за такое дело», – говорит Димитрий Морозов.
Третий вариант. Турист находится в зоне риска, вылет на родину еще не скоро, но из-за урагана приходится эвакуироваться с побережья в более безопасное место. Кто оплачивает его трансфер и проживание в новой гостинице? Туроператор, если на это есть его добрая воля и финансовые возможности. Если же нет, то турист платит сам и потом опять же имеет право требовать компенсации через суд, говорят юристы. Но тут уже шансы клиента на благоприятное для него решение ниже, чем во втором случае, поскольку туроператор как раз имеет основания заявлять о форс-мажоре, за последствия которого он нести ответственность не обязан.
[IRMA] Saint Martin dans le mur de l'oeil subit les effets de l'ouragan IRMA #iram #ouragan #SaintMartin (Source : Rinsy Xieng) pic.twitter.com/e2j7e9KtOu
— RCI Guadeloupe (@RCI_GP) 6 сентября 2017 г.
И еще один важный момент. При возникновении обстоятельств непреодолимой силы обе стороны договора – т. е. в данном случае и клиент, и турфирма – имеют право требовать переноса даты, времени, места исполнения своих обязательств. Это касается, в частности, ситуаций, когда туроператор переносит вылет туриста на курорт из-за урагана «Ирма».
Обо всём этом полезно знать турагентам, которые в подобных ситуациях всегда оказываются между туристом и оператором, как между молотом и наковальней.
Уважаемые читатели, столкнулись ли вы с последствиями урагана «Ирма» на Карибах? Участвуйте в опросе!