О последствиях банкротства авиакомпании для туротрасли и потребителей
Итак, ситуация с «ВИМ-Авиа» развивается по самому жесткому сценарию. Вечером 25 сентября, после напряженных совещаний с регуляторами и переговоров с кредиторами авиакомпания объявила о прекращении чартерных рейсов. Велика вероятность, что заказчикам «ВИМ-Авиа» придется повторно оплачивать перевозку, реализованную в составе турпакетов. В ближайшей перспективе крах авиакомпании обернется подорожанием транспортных услуг, а в среднесрочной – укрупнением авиационного и туристического рынков.
Операция – эвакуация
Первоочередная задача туроператоров и отраслевого регулятора на данный момент – обеспечить вывоз из-за границы россиян, которые улетели на отдых рейсами «ВИМ-Авиа». По данным «Турпомощи», таковых 43 тысячи человек, большинство из них находятся в Турции, кроме того, есть нуждающиеся в эвакуации на направлениях Греция, Кипр, Испания, Италия. «Турпомощь» составила список туроператоров и авиаброкеров – заказчиков «ВИМ-Авиа», это восемь компаний, у которых за рубежом ждут вывоза от 1 500 клиентов и более. Самые крупные партнеры проблемной авиакомпании – «НТК Интурист», TUI Россия, «Музенидис Трэвел», TEZ Tour.
Эксперты полагают, что списки «Турпомощи» отнюдь не полные. Ассоциация не учитывает объемов таких компаний, как ICS Travel Group (150 человек на Кипре), «Спасские ворота» (1 300 человек в Италии) и других заказчиков среднего масштаба. Кроме того, чартерами «ВИМ-Авиа» люди летали и в Крым, ими ассоциация не занимается, поскольку сфера ее деятельности – международный туризм. По некоторым оценкам, общая численность пассажиров проблемной авиакомпании, которые сейчас находятся на курортах России и мира, может достигать 100 тыс. человек.
На сайте Минтранса 26 октября появилась обнадеживающая информация, что компания «ВИМ-Авиа» собственными либо привлеченными силами выполнит обязательства по вывозу с мест отдыха пассажиров, у которых имеются ее билеты. Аэропорт Внуково сообщил о готовности обслуживать проблемного перевозчика.
Но туроператорам неясно, как относиться к таким заявлениям. Во-первых, что значит оговорка о наличии «билетов на руках»? По неофициальным данным, многие пассажиры «ВИМ-Авиа» улетали на отдых без обратных билетов. В моменты кризисов авиакомпании нередко начинают мудрить с выпиской провозных документов.
Во-вторых, как говорят заказчики, проблемная авиакомпания по факту еще никого ниоткуда не вывозит, что бы там ни писали на сайте Минтранса.
Самолеты на бетоне, а клиентов везти не на чем
Председатель совета директоров компании «Спасские ворота» Александр Дворянский в беседе с корреспондентом HotLine.travel сообщил, что он находится в постоянном контакте с менеджментом «ВИМ-Авиа», ни о каких вывозных рейсах с ее стороны речи не идет. Поэтому руководство «Спасских ворот» самостоятельно ищет выход из ситуации. «Но свободной техники на рынке нет, если не считать самолетов самой «ВИМ-Авиа», которые стоят на бетоне. Мы предлагали авиакомпании повторно оплатить завтрашний рейс Москва – Римини, но такой вариант почему-то не рассматривается», – говорит г-н Дворянский.
В напряженном поиске альтернативной перевозки находятся также TUI Россия, TEZ Tour и ICS Travel Group. «Интурист» уже вынужден оказывать экстренную помощь своим клиентам за рубежом. По словам директора по продажам этой компании Сергея Толчина, найти свободные борта в столь сжатые сроки невозможно, поэтому компания оплачивает дополнительные ночи в отелях туристам, чей вылет на родину откладывается.
Большое благо для туроператоров в данной ситуации – наличие афиллированных перевозчиков. В частности, гендиректор «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди с самого начала кризиса «ВИМ-Авиа» заявил, что при необходимости переориентирует клиентские потоки на борта Ellinair. Coral Travel пересаживает туристов с «ВИМ-Авиа» на Royal Flight, сообщает Марина Макаркова, директор департамента по связям с общественностью туроператорской компании.
Кому это выгодно
Подключится ли всё же к эвакуации пассажиров сам перевозчик – без пяти минут банкрот? Подтвердятся ли слова главы Ростуризма Олега Сафонова о том, что «все туристы будут возвращены домой, причем сделано это будет не за счет туроператоров»? Это мы узнаем в ближайшее время.
Если нет, придется констатировать, что в очередной раз именно туроператоры будут нести финансовую ответственность перед клиентами за чьи-то просчеты в управлении или даже злой умысел. (В отношении должностных лиц «ВИМ-Авиа» возбуждено уголовное дело по признакам мошенничества в особо крупном размере – их подозревают в хищении средств пассажиров.)
При этом – самом неблагоприятном – для отрасли сценарии наибольший ущерб будет нанесен туроператорским и авиаброкерским компаниям среднего масштаба. Их судьба в России никого особенно не волнует, но надо понимать, что будут и последствия для самих туристов. Тренд на укрупнение туристического рынка усилится за счет аналогичного процесса в авиационной сфере. Мы теряем компанию, входящую в топ-10 пассажирских перевозчиков, с ее уходом дефицит провозных емкостей усилится, укрепится гегемония группы «Аэрофлот», которая уже сейчас контролирует почти половину рынка перевозок. Одновременно возрастет влияние в туристической сфере операторов, имеющих свои крылья… А к чему ведет сокращение конкуренции – всем понятно, да? К повышению цен. В данном случае – на авиабилеты и туры.
Между тем представители туристического рынка приветствуют уход «ВИМ-Авиа» – так все устали от стресса, который генерировала авиакомпания на протяжении всего сезона. 24 сентября в ходе опроса на сайте HotLine.travel читателям было предложено высказать свои предложения относительно участи проблемного перевозчика. Проголосовали 442 человека, из них 71 % сказали: «Закрыть». Правда, 52 % всё же хотели, чтобы «ВИМ-Авиа» долетала сезон (до середины октября) и уже тогда уходила с рынка.
Лишь 29 % респондентов понимают последствия и считают, что для отрасли было бы лучше, если бы авиакомпания удержалась на крыле.